Конспект классного часа Суровый декабрь 1943

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
                   






Классный час:
«Суровый декабрь 1943 года»
                                                   












Провела: Убушаева В.В.,
учитель начальных классов










декабрь 1913г.

Историю народа не разъять
Ее листы одной прошиты нитью
И чтобы день сегодняшний понять
Вернуться надо к давнему событью.
(Б.Дорджиев)
Цель и задача классного часа:
воспитывать уважение к старшему поколению - репрессированному,  но не сломленному
развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом;
Оборудование классного часа:
Репродукция картин калмыцких художников из серии «Пережитое»
Выставка  книг калмыцких писателей о депортации;
 Диск с песней Аркадия Манджиева «28 декабря»;                        
Домашнее задание: прочитать рассказ А.Балакаева «Три рисунка»; написать сочинение по теме классного часа.
слайд №1 Классный час: «Суровый декабрь 1943 года»


Ход классного часа
Звучит песня «Бар сарин 28»
слайд № 2-11
Учитель:  В тот день, согнав народ подавленный
                  Под ругань стражи, блеск штыков
                   Врагами были все объявлены –
                   Все от детей и стариков. (В.Шакуев)
                                           
 Учитель:
 Уходит в историю 70–й трагический для нашего народа декабрь. Всего двое суток войска НКВД затратили на проведение спецоперации под кодовым названием «Улусы», когда 28 декабря 1943 года 93.139 калмыков были насильно посажены в неотапливаемые холодные вагоны для перевозки скота и отправлены в далекую неизвестную Сибирь.
По пути следования около 18000 безвинно сосланных стариков, женщин и детей умерло от голода и болезней.
 Очень точно и емко об этой трагедии сложил народ песню.
Это было двадцать восьмого
Злополучного декабря-
Весь народ наш выслать надумали,
Нам ни слова не говоря.

Всю республику благодатную
Окружили тайно войска,
Дали час - собраться в дорогу,
А дорога была далека.

Тайно подняли с мест насиженных,
Без вины обвинили народ.
Всех загнали в зеленый поезд
Паровоз потянул вперед.

Без скота, без крова оставили
Сохрани, судьба, пощади!
Благодатная степь просторная –
Осиротевшая позади.

В ледяную Сибирь отправили
Как родные края далеки!
Здесь от холода и голода
Гибнут дети и старики.

- Ребята, кто знает какие еще народы были выселены из родных мест?
Вместе с калмыками были выселены чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, ногайцы и другие.
- Малочисленный калмыцкий народ как никто другой пострадал от геноцида. Калмыки потеряли около половины своей численности. Нет ни одной калмыцкой семьи, в которой все еще не отзывалась бы незаживающей раной, гибель родных и близких в годы депортации. Тему высылки народов в Сибирь вы отразили в своих сочинениях. Вот некоторые выдержки из сочинений.
Слайд №12-13 (Чтение лучших сочинений Харакаевой Айсы, Чалеевой Энгели)
В далекой Сибири местные жители проявляли сочувствие и сострадание к репрессированным народам. Они давали кров, кормили, иногда спасали от смерти.
Об этом написано много произведений нашими поэтами и писателями: Давидом Кугультиновым, Егором Буджаловым, Санджи Каляевым, Иваном Басанговым и многими другими.
- Кто помнит повесть А.Балакаева «Три рисунка»
- Кто главный герой этой повести?
- О чем говорилось в этой повести? (как он жил в далекой холодной Сибири)
- Как жилось Боре в Сибири? (тяжело, мать болела, не чего было одеть и поесть, он зарабатывал тем , что танцевал и пел на станции перед солдатами)
- Почему повесть называется «Три рисунка»?
- Кто помогал Боре? (русская женщина ему помог ла, а в конце повести Боря спасая русскую девочку, сам погиб).
Вл. Нуров «Вторая мать».
Когда жива твоя родная мать,
Звать матерью другую не грешно ли?
Но как иначе мне ее назвать –
Ту русскую учительницу в школе?
Что я от голода угаснуть мог,
Заметила она. И, по головке гладя,
Меня спасти придумала предлог:
Мол, «помоги мне донести тетради».
А дома, награждая за «труды»,
Подвинет мне горячую картошку
И я от голода и от беды
Оттаивал, смелея понемножку.
А чуть позднее Пушкин – чудодей
Стихами влек меня к ее порогу
Cвет сердца русской матери моей
Поныне озаряет мне дорогу.
- О чем это стихотворение?
(Простая русская женщина, проявив сочувствие, спасла от смерти маленького мальчика- калмыка.)
- 7 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был восстановлен статус [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Давид КУГУЛЬТИНОВ
Ушла зима. Достигнув торжества,
Весна опять земле явила милость.
И степь, тучнея, травами покрылась,
Она жива! По-прежнему жива!
А травы слиты с яркой синевой,
И я вдыхаю дня великолепье.
Моя душа легко парит над степью.
Я здесь рожден. Я здесь навеки свой.
И мнится мне: как небо, как трава,
Судьбою приобщен к земному чуду,
Всегда, во всем существовать я буду.
Была бы только степь моя жива.
Была бы только степь моя жива! (1956г.)

Калмыки возвращались в родные степи. Это событие отразили в своих произведениях художники Калмыкии.
Слайд№ 14 Гарри Рокчинский «Мать-земля родная»
На этой картине мы видим пожилую женщину в момент встречи с родной землей после разлуки. Ветер развивает волосы женщины, колышет траву – это символическое движение самого бытия между добром и злом, тьмой и светом, страданием и радостью, печалью и надеждой.

Слайд №15 «Возвращение» Ким Ольдаев 1957г.
Живописные полотна Кима Ольдаева очень созвучны с поэтическими строками Санджи Каляева.

О степь моя, полынных трав!
Моя любовь, и радость и отрада!
Здесь предков наших гордых имена
Хранит простор. А наш горячий нрав
Кипит в крови, и зоркость взгляда
Все от нее! Всего исток она.

Слайд № 16 «Исход и возвращение» Эрнст Неизвестный
Как память о жертвах сталинского геноцида, в Элисте 28 декабря 1996 г на Высоком кургане сооружен величественный памятник из бронзы «Исход и возвращение» Автор этого памятника всемирно известный скульптор 20 века Эрнст Неизвестный.
Главная идея – синтез прошлого и настоящего, отражение духа калмыцкого народа, достойного уважения и восхищения.
В нашем поселке Комсомольский на Аллее Памяти сооружен монумент памяти репрессии калмыцкого народа «Скорбящая мать». Автор этого монумента скульптор Сергей Бакиев, исполнители Николай Борисов и Юрий Бадмаев.
Наш гражданский долг перед памятью тысяч безвинных жертв неслыханного сталинского геноцида – чтить и помнить всех тех, кто остался в том далеком краю, на чужой земле, кто выстоял, Выдержав все тяготы суровых испытаний.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
- Почтим память, минутой молчания.
Песня А.Манджиева « Декабрин сарин 28».
Несмотря на неимоверные страдания, выпавшие на нашу долю, мы сохранили достоинство, веру и духовность, не лишились исторической памяти. Калмыкия – наше общее достояние и богатство.
Будем же приумножать его, будем едины и дружны, сделаем все для ее процветания. Это наш долг перед теми, кто так мечтал, но не смог вернуться на родную землю. Сегодня и всегда мы будем помнить о них. Трагедия никогда не имеет права повториться.

     












15