Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ »
Раздел: Здоровый мужчина и женщина зрелого возраста
Тема: «Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста»
Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 1
(углубленный уровень подготовки)
Купино
2013
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2013г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории Степанова Алена Владимировна
Купино
2013
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Здоровый человек и его окружение» по теме «Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста ».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний по анатомии и физиологии женской половой сферы, психологическим особенностям и универсальным потребностям женщин зрелого возраста.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
Анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма;
Универсальные потребности женщин зрелого возраста.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста
Место проведения кабинет здорового человека и его окружения
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися новыми знаниями о анатомии и физиологии женской половой сферы; психологических особенностях, универсальных потребностях женщин зрелого возраста.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма; универсальные потребности женщин зрелого возраста
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Здоровый человек и его окружение
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Здоровый человек и его окружение
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07

Внутридисциплинарная интеграция:
2063115542925Основные факторы риска болезней у мужчин и женщин зрелого возраста
00Основные факторы риска болезней у мужчин и женщин зрелого возраста
359918055753000110490552450Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста
00Анатомо-физиологические, психологические особенности и универсальные потребности женщин зрелого возраста
1257300104203500
Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции, Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение стр. 215-220
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Работа с текстом учебника. Составление плана обучения по:
Рациональному питанию;
Правильному режиму дня;
Поддержанию безопасности.
Перечень литературы:
Основная: Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение Дополнительная: акушерство и гинекология И.К Славянова «Феникс» 2007, Акушерство Вл. И. Дуда, В.И. Дуда, О.Г Дражина «Оникс» 2007, Сестринское дело в акушерстве и гинекологии М.В. Дзигуа, Е.А Лунякина «АНМИ» 2005.
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4. Изложение нового материала (приложение №1)
Цель- сформировать знания по основам социальной психологии 65 мин
Проблемный метод изложения материала
5. Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 3мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии 10 мин. Выполнение студентами тестов и заданий.
8. Подведение итогов 2 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9. Задание на дом 2 мин. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В.Фурса Здоровый человек и его окружение стр. 215-220
Всего 90 мин Приложение №1
Репродуктивная система женщины
Органами репродуктивной системы женщины являются яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Репродуктивная система - это тонкий механизм, осуществляющий периодический процесс, называемый менструальным циклом. Именно менструальный цикл создает со стороны женщины предпосылки для воспроизводства потомства. Влагалище - это канал, ведущий по направлению к матке. Во время полового акта мужчина помещает свой половой член во влагалище. Матка – это репродуктивный орган женщины, в котором растет и получает питание во время беременности плод. От матки выходят две ведущие к яичникам маточные трубы, которые называются фаллопиевыми трубами. В яичниках вырабатываются и созревают женские половые клетки (яйцеклетки).

Женская половая система человека состоит из двух основных частей: внутренних и наружных половых органов. Наружные половые органы в совокупности носят название вульва.
К внутренним половым органам относятся:
Яичники - парный орган, располагающийся в нижней части брюшной полости и удерживающийся в ней связками. По форме яичники, достигающие в длину до 3 см, напоминают миндальное семечко. При овуляции созревшая яйцеклетка выходит непосредственно в брюшную полость, проходя по одной из «Фаллопиевых труб».
Фаллопиевы трубы иначе называются яйцеводы. Они имеют воронкообразное расширение на конце, через которое в трубу попадает созревшая яйцеклетка (яйцо). Эпителиальная выстилка фаллопиевых труб имеет реснички, биение которых создает движение тока жидкости. Этот ток жидкости и направляет в фаллопиевую трубу яйцо, готовое к оплодотворению. Фаллопиевы трубы другим своим концом открываются в верхние части матки, в которую яйцо направляется по фаллопиевым трубам. В фаллопиевой тубе происходит оплодотворение яйцеклетки. Оплодотворенные яйцеклетки (яйца) поступают в матку, где и протекает нормальное развитие плода вплоть до родов.
Матка — мышечный грушевидный орган, имеющий размер с кулак взрослого человека. Она располагается в середине брюшной полости сзади мочевого пузыря. Матка имеет толстые мышечные стенки. Внутренняя поверхность полости матки выстлана слизистой оболочкой, пронизанной густой сетью кровеносных сосудов. Полость матки соединяется с влагалищным каналом, который проходит через толстое мышечное кольцо, выдающееся во влагалище. Оно носит название шейка матки. В норме оплодотворенная яйцеклетка поступает из фаллопиевых труб в матку и прикрепляется к мышечной стенке матки, развиваясь в плод. В матке протекает нормальное развитие плода вплоть до родов.
Влагалище — это толстая мышечная трубка, которая идет от матки и имеет выход наружу из тела женщины. Влагалище является приемником мужского копулятивного органа во время совершения полового акта, приемником семени во время полового акта, а также является родовым каналом, по которому выходит плод после завершения своего внутриутробного развития в матке.
К наружным женским половым органам относятся:
Большие половые губы — это две кожные складки, содержащие внутри жировую ткань и венозные сплетения, идущие от нижнего края живота вниз и назад. У взрослой женщины они покрыты волосами. Большие половые губы выполняют функцию защиты влагалища женщины от попадания в него микробов и инородных тел. Большие половые губы обильно снабжены сальными железами и окаймляют отверстие мочеиспускательного канала (уретры) и преддверие влагалища, сзади которого они срастаются. В толще больших половых губ расположены так называемые бартолиновы железы.
Малые половые губы, располагаются между большими половыми губами, и, как правило, скрыты между ними. Они представляют собой две тонкие кожные складки розового цвета, не покрытые волосами. У передней (верхней) точки их соединения находится чувствительный орган, имеющий, как правило, размер величиной с горошину, способный к эрекции - клитор.
Клитор у большинства женщин закрыт окаймляющими его складками кожи. Этот орган развивается из тех же зародышевых клеток, что и мужской половой член, поэтому он содержит пещеристую ткань, которая при половом возбуждении наполняется кровью, в результате чего клитор женщины также увеличивается в размерах. Это явление аналогично мужской эрекции также называется эрекция. Очень большое количество нервных окончаний, содержащихся в клиторе, так же как и в малых половых губах реагируют на раздражение эротического характера, поэтому стимуляция (поглаживание и тому подобные действия) клитора может приводить к половому возбуждению женщины.
Ниже клитора располагается наружное отверстие мочеиспускательного канала (уретры). У женщин оно служит только для вывода мочи из мочевого пузыря.
Над самим клитором в нижней части живота находится небольшое утолщение из жировой ткани, которое у взрослых женщин покрыто волосами. Оно носит название венерин бугорок.
Девственная плева — это тонкая перепонка, складка слизистой оболочки, состоящая из эластических и коллагеновых волокон. с отверстием, прикрывающая вход во влагалище между внутренними и наружными половыми органами. При первом половом акте обычно разрушается, после родов практически не сохраняется. 
Регуляция менструального цикла
Овуляция и менструация
Главным процессом менструального цикла является созревание способной к оплодотворению яйцеклетки. Параллельно происходит подготовка слизистого слоя матки (эндометрия), к принятию оплодотворенной яйцеклетки (имплантации). Для того, чтобы оба процесса происходили в нужной последовательности, и существуют гормоны. Когда яйцеклетка созревает, она выделяется из яичника и оказывается в брюшной полости. Этот процесс называется овуляцией. Если яйцеклетка соединяется со сперматозоидом, они захватываются фимбриями маточной трубы, затем продвигаются по трубе и попадают в матку. В результате женщина беременеет; если этого не происходит, у женщины начинается менструация и яйцеклетка выходит с кровью.

Менструа́льный цикл — (от лат. menstruus («лунный цикл», ежемесячный)) — периодические изменения в организме женщины репродуктивного возраста, направленные на возможность зачатия.
Длительность менструального цикла (в среднем) 28±7 суток. Продолжительность цикла определяется физиологическими процессами в организме женщины и не зависит, вопреки традиционным представлениям, от фаз Луны. Началом менструального цикла условно считается первый день менструации.
Менархе — первый менструальный цикл — является центральным событием в период полового развития, указывающим на способность женского организма к размножению. У людей средним возрастом наступления менархе считаются 12 лет, с нормой от 8 до 16 лет. Время наступления первого менструального кровотечения зависит от таких факторов, как наследственность, питание, общее состояние здоровья.
Прекращение менструаций происходит в возрасте 40-58 лет (в среднем, в 47-50 лет), в период климакса происходит угасание репродуктивной функции. Время наступления менопаузы (климакс — период, характеризующийся нерегулярностью или полным прекращением менструаций) зависит в большей степени от наследственности, однако некоторые заболевания и врачебные вмешательства могут вызвать раннее наступление менопаузы.
Фазы менструального цикла
Процессы, происходящие в течение менструального цикла, могут быть описаны как фазы, соответствующие изменениям в яичниках (фолликулярная, овуляторная и лютеиновая), и в эндометрии (менструальная, пролиферативная и секреторные фазы).
Фолликулярная/менструальная фаза 
Началом фолликулярной фазы яичника или менструальной фазы матки считается первый день менструации. Длительность фолликулярной фазы, во время которой происходит окончательное созревание доминантного фолликула, индивидуальна для каждой женщины: от 7 до 22 дней, в среднем 14 дней.
Овуляторная 
Приблизительно к седьмому дню цикла определяется доминантный фолликул, который продолжает расти и секретирует увеличивающееся количество эстрадиола, в то время как остальные фолликулы подвергаются обратному развитию. Достигнувший зрелости и способный к овуляции фолликул называется граафовым пузырьком. Во время овуляторной фазы, которая длится около трех дней, происходит выброс лютеинизирующего гормона. В течение 36—48 ч происходит несколько волн высвобождения ЛГ, значительно увеличивается его концентрация в плазме. Выброс ЛГ завершает развитие фолликула, стимулирует продукцию простагландинов и протеолитических ферментов, необходимых для разрыва стенки фолликула и высвобождения зрелой яйцеклетки (собственно овуляция). В то же время снижается уровень эстрадиола, что иногда сопровождается овуляторным синдромом. Овуляция обычно происходит в ближайшие 24 ч после наиболее крупной волны выброса (от 16 до 48 ч). Во время овуляции высвобождается 5—10 мл фолликулярной жидкости, в которой содержится яйцеклетка.
Лютеиновая/секреторная фаза 
Промежуток времени между овуляцией и началом менструального кровотечения называется лютеиновой фазой цикла (также известна как фаза жёлтого тела). В отличие от фолликулярной фазы, длительность лютеиновой более постоянная — 13—14 дней (± 2 дня). После разрыва граафова пузырька стенки его спадаются, его клетки накапливают липиды и лютеиновый пигмент, это придает ему жёлтый цвет. Трансформированный граафов фолликул теперь называется жёлтым телом. Продолжительность лютеиновой фазы зависит от периода функционирования (10—12 дней) жёлтого тела, в это время жёлтое тело секретирует прогестерон, эстрадиол и андрогены. Повышенный уровень эстрогена и прогестерона изменяет характеристику двух наружных слоев эндометрия. Железы эндометрия созревают, пролиферируют и начинают секретировать (секреторная фаза), матка готовится к имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Уровень прогестерона и эстрогена достигают пика в середине лютеиновой фазы, и в ответ на это снижается уровень ЛГ и ФСГ.
При наступлении беременности жёлтое тело начинает вырабатывать прогестерон до тех пор, пока плацента не разовьется и не станет секретировать эстроген и прогестерон.
Если беременность не происходит, жёлтое тело прекращает функционировать, снижается уровень эстрогенов и прогестерона, что приводит к отечности и некротическим изменениям эндометрия. Снижение уровня прогестерона также усиливает синтез простагландинов. Простагландины (ПГ) вызывают спазм сосудов и сокращение матки, происходит отторжение двух наружных слоев эндометрия. Уменьшение уровня эстрогена и прогестерона также способствует уменьшению ГРФ и возобновлению синтеза ЛГ и ФСГ, начинается новый менструальный цикл.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Тест контроль
Выберите правильный ответ
1.К наружным половым органам женщины относят:1) матка;2) влагалище;3) клитор;4) яичник.
2.Внутренние женские половые органы:1) клитор;2) бартолиновы железы;3) матка;4) лобок.
3. Во влагалище в норме среда:1) нейтральная;2) кислая;3) щелочная;4) слабощелочная.
4. Внутренняя оболочка матки:1) периметрий;2) миометрий;3) эндометрий;4) параметрий.
5. Гормон, вырабатываемый в желтом теле:1) эстерон;2) инсулин;3) окситоцин;4) прогестерон.
6. Средняя продолжительность менструального цикла:1) 21 день;2) 35 дней;3) 15 дней;4) 28 дней.
7. Разрыв фолликула и выход яйцеклетки в брюшную полость:1) овуляция;2) менструация;3) пролиферация;4) секреция.
8. Женский половой гормон:1) тестостерон;2) фолликулин;3) питуитрин;4) окситоцин
9. Фаза маточного цикла:1) овуляция;2) персистенция;3) пролиферация;4) атрезия.
Эталон ответов
3
3
2
3
4
1
1
2
3