Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе «Судьба Иоанна Крестителя»





Открытый урок по теме:
СУДЬБА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
(Урок-семинар внеклассного чтения по повести Флобера «Иродиада» и пьесе Уальда «Саломея»)
Цели урока:
Познакомить учащихся с содержанием рассказа о судьбе Иоанна Крестителя из «Детской Библии».
Проанализировать содержание повести Г.Флобера «Иродиада» и пьесы О.Уальда «Саломея».
Развивать умение сопоставлять библейские сюжеты с произведениями мировой классической литературы.
Использовать при подготовке урока знание и умение учащихся, полученные в драматическом и танцевальном кружках.
Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру через умение признавать свои собственные ошибки и прощать ошибки близких тебе людей.
Словарная работа: Миссия, пророк, фимиам, проповедь, зеницы, власяница, отшельник.
Материалы и оборудование:
Карта Палестины.
Выставка книг, используемых в подготовке к уроку.
Выставка детских рисунков к прочитанному произведению.
Картина «Дворец царя Ирода».
Иллюстрация с картины Иванова «Явление Христа народу».
Диск с записью восточного танца
«Реквием» Моцарта.
Учитель: Когда начались события, описанные в Новом Завете, т.е. почти две тысячи лет тому назад, еврейский народ был в тяжёлом положении. Он уже сотни лет не имел собственного царя. Ассирийцы, вавилоняне, греки, наконец, римские завоеватели владели им. Бог перестал говорить с народом через пророков, как в древние времена. Народ в своём тяжёлом положении ожидал обещанного Мессию, Спасителя, который избавил бы его от иноземного ига и обратил сердца людей к Богу. Но прежде чем Спаситель Иисус Христос явился, Бог стал подготавливать народ к Его пришествию через молодого человека Иоанна. Рождение Иоанна было необычным. Докажите это.
Рассказ ученика. ( «Закон Божий» с. 262 – 263).
Учитель: Случилось так, как предсказал архангел Гавриил. Не прошло и года, как у Захарии и Елисаветы родился сын. Они очень обрадовались, и с ними радовались и их родственники. Детям давали имена родителей и родственников. Так поначалу решили сделать и в этой праведной семье. Но традиция была нарушена. Продолжите мой рассказ сообщениями из прочитанного.
Рассказ ученика. («Библия» с. 287).
Учитель: Потом Иоанн жил в пустыне до дня явления народу.
Вопрос: Что говорится в Библии о пребывании Иоанна в
пустыне?
Рассказ ученика. («Закон Божий» с.267).
Учитель: На одном из занятий я просила вас изобразить на рисунке, каким вы представляете себе Иоанна. Давайте все вместе посмотрим на выставку, сделанную из ваших рисунков и выделим те главные качества, которые вы старались донести до зрителя.
Выступления учеников.
Учитель: Был в его жизни знаменательный день, когда ему стал внятен призывный голос Божий. И тогда он покинул пустыню с её угрюмыми скалами и ушёл на северо-восток к зелёным берегам Иордана, где начал свою проповедь.
Карта Палестины.
Учитель: «Покайтесь, - говорил Пророк, - ибо близко Царство Небесное!» Его слова упали в подготовленную почву и сразу нашли широкий отклик. К реке толпами шли люди из окрестных городов и сёл. Шли книжники и солдаты, чиновники и крестьяне. Впечатление от речей и самого облика пророка было огромным.


Вопрос: Чему же учил Иоанн народ, как отвечал на его
вопросы: «Что нам делать?»
Ответы учащихся.(«Библия с.310)
Учитель: Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане, т.е. погружал в воду с возложением руки своей на голову крещаемого. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу. Поэтому Иоанна называли Крестителем. Многое проповедовал Иоанн Креститель, поучая приходивший к нему народ. И никогда не забывал десять заповедей Закона Божия. Обратимся и мы с вами к одной из них, к последней.
Прочитайте её:
Не пожелай себе жены ближнего своего,
Не желай дома ближнего своего,
Ни поля его,
Ни раба его,
Ни рабыни его,
Ни осла его,
Ни всякого скота его,
Ни всего того, что есть у ближнего твоего.
Учитель: Эту заповедь грубо нарушил правитель Иудеи царь Ирод Антипа, взяв себе «жену ближнего своего», жену старшего брата Филиппа, которую звали Иродиада. Более чем царя Иоанн обличал и проклинал царицу Иродиаду, считая её воплощением зла. Об этом рассказывает нам повесть «Иродиада», написанная замечательным французским писателем Гюставом Флобером, которую мы недавно с вами прочитали.
Давайте подтвердим сказанное текстом повести.
Чтение учеником наизусть отрывка.(«Иродиада» с.298).
Учитель: И случай представился. В день своего рождения Ирод Антипа справляет пир для своих приближённых и начальников еврейского народа. Мыслями перенесёмся и мы во дворец царя Ирода. Таким увидел его художник, прочитав повесть «Иродиада».
Чтение учеником наизусть отрывка.(«Иродиада» с. 312).
Комментарий к картине.
Учитель: Но неспокойно на душе Иродиады, которая и на празднике слышит доносящиеся до неё проклятия Иоанна Крестителя. Давайте воспроизведём отрывок из пьесы английского писателя Оскара Уайльда «Саломея», где главная тема – пир во дворце Ирода, а главная героиня – дочь Иродиады, прекрасная Саломея.
Отрывок из пьесы .(«Саломея» с.326 -3270).
Учитель: Но внимание Ирода приковано к юной красавице Саломее, которую он просит станцевать на празднике, чтобы развеять его грустные мысли.
Танец Саломеи.
Отрывок из пьесы в исполнении участников драматического кружка, где Саломея, наученная Иродиадой, просит Ирода подарить ей голову Иоанна.


Учитель: «Палач вышел, закрыв лицо руками. Гостям время показалось ещё продолжительнее.
Вдруг шум шагов раздался по коридорам Тоска ожидания стала невыносимой.
И вот – вошла голова. Палач держал её за волосы напряжённой рукой.
Он положил её на блюдо и подал Саломее. Она проворно взобралась на трибуну – и несколько мгновений спустя, голова была принесена и поставлена перед Иродом.
Он отклонился в сторону, чтобы не видеть этой головы. Сквозь узкое отверстие ресниц мёртвые зеницы Иоанна, казалось, говорили что-то.
Блюдо с головою Иоанна!
Горы Иудеи, тяжкий зной!
О. как часто, словно из тумана,
Медленно выходят предо мной!
И звучат запястья, ноет рана,
Сердце разорвётся от тоски!
И глаза пылают Иоанна
Ослепительны и глубоки!
И слёзы потекли по щекам Ирода».
Музыка .( Моцарт. «Реквием» )
Учитель: Трагическая судьба пророка делает его ещё более прекрасным. В последний раз бросим теперь взгляд на Иордан. По глинистому склону спустимся вниз к самой воде, которая отражает облака и живую стену кустарника. Расположившаяся на берегу толпа окружила человека в порыжевшей власянице. Его худое лицо опалено солнцем. Он говорит горячо, страстно, как будто торопится высказать всё, что лежит у него на сердце. И мы через века слышим его призыв к тому, что жизнь можно сделать прекрасной, если каждый из нас будет искоренять зло и сеять повсюду семена добра.
Чтение учащимися сочинений на тему «Умею ли я видеть свои
ошибки и признавать их?).
Учитель: Когда Креститель замолкает, воцаряется тишина, как перед грозой. Замерли небо, деревья, река. И слышатся шаги. Они приближаются. По толпе проходит движение и шёпот. Шаги остановились. Иоанн поднимает глаза. Иисус Назарянин стоит перед ним.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215







МБОУ ПЕРВОМАЙСКАЯ СОШ


УЧИТЕЛЬ:
БЕРДНИКОВА С.С.
С.ПЕРВОМАЙСКИЙ
2009 год

СУДЬБА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
(УРОК-СЕМИНАР ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Г.ФЛОБЕРА «ИРОДИАДА» И ПЬЕСЕ О.УАЛЬДА «САЛОМЕЯ»)




Иоанн КрестительРисунок 5C:\Users\Светлана\Desktop\Иоанн Креститель.jpgРисунок 6Явление Христа народуРисунок 1C:\Users\Светлана\Desktop\Явление Христа народу.jpg15