Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: образец обществоведческого эссе по социологии


СОЦИОЛОГИЯ
«Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. де Бальзак, французский писатель)

Действительно ли равенство является правом каждого человека? Почему Оноре де Бальзак считает, что никакая сила на земле не сделает его фактом? Попробую осмыслить данное высказывание и определить, насколько прав французский писатель.
На мой взгляд, писатель размышляет над проблемой равенства и неравенства. Известно, что наряду с позитивным правом (исходящая от государства система общеобязательных норм) существует также естественное право, которое не является творением людей, возникло объективно, из самой природы человека, общества. Данный вид права выражает объективно присущее человеку право на свободу и равенство и проявляется в неотчуждаемых (неотъемлемых), принадлежащих человеку от рождения правах. В связи с этим естественное право рассматривается как императив (категорическое требование), стоящий выше государства и закона, выступающий по отношению к ним в качестве образца, идеала и одновременно критерия справедливости. Принципы и нормы естественного права, сердцевину которого составляют права человека, становятся общечеловеческой ценностью и закреплены в основных международных правовых документах. Так, в статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах…», а статья 7 гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона…». Таким образом, действительно, равенство – это естественное право каждого человека, закрепленное законами и охраняемое государством. Необходимость защиты естественного права и его роль в жизни человека и общества отмечал и русский философ и правовед И.А. Ильин: «Единичное человеческое существо есть единственная возможность одухотворенной жизни; вести такую жизнь, создавая ее самостоятельно и свободно, есть основное и безусловное право каждого. Его можно назвать естественным правом, потому что оно выражает существенную природу духовной жизни человека: его можно назвать вечным правом, потому что оно сохраняет свое значение для всех времен и народов; его можно назвать неотчуждаемым правом, потому что всякое умаление или попрание его извращает духовную жизнь и унижает достоинство человека». Но это, как мне думается, лишь идеал, зафиксированный документально и не являющийся фактом. В действительности же в каждом обществе существует социальное неравенство, факт наличия которого означает, что люди и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Предпосылками социального неравенства являются, как известно, неравенство способностей и возможностей, ограниченность ресурсов общества, и как следствие – социальное расслоение. А поскольку различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности, неустранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, поэтому никакая принудительная сила не сделает равенство фактом. Другое дело, если социальное равенство рассматривать как равенство всех перед законом, а также равенство прав и возможностей. Тогда забота любого, на мой взгляд, общества, провозглашающего социальное равенство – создавать равные возможности для представителей всех социальных групп, а также достигать такого равенства, при котором бы соблюдались права и уважение человеческого достоинства всех граждан. А неравенство – это, действительно закономерный процесс: ведь имея равные возможности при поступлении на учебу в вузы, устройстве на работу, продвижении по службе и т.д., не все люди добиваются одинаковых результатов (при равных возможностях у людей разные способности, интересы, поэтому в этом смысле равенство невозможно сделать фактом). Тем не менее, любая власть должна понимать, что сильное неравенство может стать не только стимулом прогресса, но и причиной социальной напряженности в обществе. Вот почему главной задачей государства должно стать неукоснительное стремление к соблюдению естественного права, ибо: «Признание такого естественного права за каждым человеком… утверждает, действительно, начало правовой обязанности и правового равенства в жизни людей. Люди не равны друг другу ни телом, ни душой; они не равны и по содержанию своей духовной жизни, несмотря на то, что обращены к одним и тем же предметным центрам духа, пред лицом которых они живут, даже тогда, когда отвращаются от них. Право в своем первоначальном, «естественном» значении есть не что иное, как необходимая форма духовного бытия человека… но по своему праву на достойную жизнь каждый равен каждому другому» (Ильин И.А.).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что писатель Оноре де Бальзак прав, утверждая, что равенство является правом, но никакая сила не сделает его фактом.
Справочный материал
БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, — служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х годов стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д'Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей в его семье.