Описание опыта реализации ФГОС. Работа над проектом в первом классе.


Описание опыта реализации ФГОС.
Работа над проектом в первом классе.Проект «Моя веселая азбука» в развитии творческой продуктивной деятельности первоклассников
Реализация основной образовательной программы начального общего образования возложена на мотивированного и подготовленного к инновационной деятельности учителя начальных классов. Выявление индивидуальных качеств личности ребенка и создание условий для его развития – основные задачи стандарта нового поколения. Согласно требованиям ФГОС начального и основного общего образования, выпускники начальной школы должны продемонстрировать умение выполнять групповые проектные исследования. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющим решать эти задачи, уметь контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество выполнения. В основе ФГОС начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, для реализации которого используется метод проектов.
Использование на уроках обучения грамоте метода проектов, технологии проблемно-диалогического обучения, технологии формирования «умения учиться», новых форм и методов оценки результатов, объективность и открытость являются основополагающими в развитии творческой продуктивной деятельности первоклассников.
Педагогические условия развития творческой продуктивной деятельности первоклассников следующие:
поддержка детской познавательной активности, самостоятельности, инициативности в осуществлении проекта;
постановка перед учащимися творческих задач с целью побуждения собственных замыслов;
презентация проекта и оценка результатов детского творчества;
достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных;
приобщение учащихся к общественно значимым делам.
Педагогические условия развития творческой продуктивной деятельности первоклассников определяют применение педагогических технологий, под ними подразумевается: творческий процесс и умение педагога оптимизировать процесс подачи и усвоения знаний с учетом, создания комфортных условий, при сведении к минимуму сложности и трудоемкости учебного материала. В первом классе проекты выполняются с родителями, постепенно к 4 классу проектные работы учащиеся выполняют самостоятельно. Динамику изменения показателей совместной деятельности родителей и учащихся в проектной деятельности можно проследить по Рис.1

Рис.1 Динамика изменения показателей совместной деятельности родителей и учащихся в проектной деятельности
Проект «Моя веселая азбука» - обеспечивает комфортные условия для смены ведущей игровой деятельности на учебную. Он создавался с сентября по март – время изучения Букваря. К концу букварного периода у каждого ученика 33 иллюстрированных страницы своей азбуки, объединенных в индивидуальную книгу. Эта книга является предметом гордости каждого ученика.
При выполнении данного проекта прослеживается взаимосвязь предметов: литературное чтение, письмо, математика, ИЗО, окружающий мир.
По каждой теме учащиеся выполняют творческие задания, оформляют письменно устную речь и иллюстрируют ее рисунками. Изучая буквы алфавита: рисуют рисунок животного на данную букву, размещают интересную информацию о животном, делают звуковой анализ слова, находят или придумывают загадку, ребус, математическую задачу, скороговорку и т.д. (Рис.1) У каждого ученика свой подход к отражению темы.

Рис. 1. Страница азбуки
Большое внимание отводится контролю, за усвоением знаний первоклассников. Осуществляется он на каждом уроке, когда учащиеся презентуют свою работу. Коллективное обсуждение и взаимное оценивание работ одноклассниками способствуют внедрению объективности и открытости в учебный процесс. Организуются выставки (Рис.2), соревнования, презентации, конкурсы.

Рис. 2. Выставка книг
Каждый ученик оставляет в дар одну из страниц своей азбуки. (Рис.3)

Рис. 3. Титульный лист и содержание азбуки
Имеется электронный вариант, в котором каждая страница сопровождается стихотворением, авторского сочинения. Для каждого выпускается мини-книжка памятка проекта.
Логическим завершением проекта стало большое внеклассное мероприятие «МОЯ ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА», на котором состоялась презентация получившейся книги (Приложение 1). На праздник приглашаются родители.
Полученные знания и практические навыки на уроках обучения грамоте с использованием метода проектов технологии проблемно-диалогического обучения, технологии формирования «умения учиться», новых форм и методов оценки результатов, служат залогом дальнейшего успешного усвоения учебных дисциплин в начальной школе и способствуют формированию универсальных учебных действий:
-регулятивных (осознавать то, что для меня важно в этом мире, осуществлять контроль и оценку своих действий, осознавать качество усвоения материала),
-коммуникативных (уметь работать в команде, вступать в диалог, обмениваться знаниями),
-познавательных (уметь работать самостоятельно с информацией, извлекать необходимый материал, воспроизводить знания в устной форме)
Приложение 1.
Сценарий внеклассного мероприятия «МОЯ ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА»
Цели:
подвести итоги проектной работы по созданию книжки – азбуки;
презентовать электронную книгу;
развивать творческие способности и таланты у учащихся;
формировать самооценку своих достижений и положительную мотивацию к процессу обучения;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителем и детьми;
прививать бережное отношение к книгам.
Оборудование: буквы-ободки, картинки ребусов, книжки-азбуки, презентация.
Ход мероприятия
1.Мы хотим тебе сказать: «Спасибо!»
Мы за всё тебя благодарим!
Говорим тебе мы: «До свидания!»
«Здравствуй!» - новым книгам говорим. 2.До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наш Букварь читать научит,
Тех, кто в первый класс придёт!
3.Мы играя изучали
И рыб, и птиц, и всех зверей
Свои таланты проявляли
Хотели всё узнать скорей! 4. Нам теперь совсем не сложно
Рисовать и вырезать
Трудным ребусом, загадкой
Нас теперь не испугать.
5.Мы умеем без запинки
Прочитать, пересказать
И конечно не боимся
Перед классом выступать! С окончанием Букваря у каждого ученика нашего класса на свет появилась своя книга. Мы решили вам всем ее представить.
6.События этого все очень ждали.
Трудились, кроптели, недосыпали.
Искали, читали, всё перерыли,
Чертили, клеили и мастерили! 7.Готова наша книга
Всем на удивленье
Красивая, цветная
Просто загляденье.
8.Всё так аккуратно,
Всё очень красиво,
Но мы то, ведь помним,
Как всё это было. 9. Рисует бабуля,
Линует дедуля
Нервничает папа,
Дружок дает мне лапу.
10.Братишка младший возмущён
Ведь он вниманьем обделён.
Мама диктует рассказ небольшой
А я пишу, мой труд основной! 11.Труды наши были
Совсем не напрасны
Узнали мы много
И это прекрасно!
12.Вы все принимали участие в этом
И все помогали. Спасибо за это!
13.Рада мама, рад мой папа.
Мной гордится вся семья.
Я - писатель, я - редактор
Эта «Азбука» - моя!
Интересно узнать, а что же внутри каждой книги?
Садитесь удобнее! Мы начинаем!
Внимание! Внимание!
Сейчас вас ждет сенсация!
Готова книга!
Мы начинаем презентацию!
-А. .Аист птица очень большая.
В тёплые страны она улетает.
Летом вьёт гнёзда на крыше повыше.
Любит на завтрак лягушек и мошек. -Б. Божья коровка летает очень ловко.
В хозяйстве помогает, тлей вредных поедает.
-В. День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит бродит волк молчком
Уши серые торчком. -Г. Спас мой предок Древний Рим
Гоготанием своим
Кто сказал сердитый гусь
Я щиплюсь, когда боюсь.
-Д. Тук-тук-тук, да тук –тук -тук
Раздаётся громкий стук
Дятел шишку шелушит
Съест семян и будет сыт. -Ё. Он как ёлка весь в иголках.
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
-Ж. Узнать жирафа просто.
Узнать его легко.
Высокого он роста
И видит далеко. -З. Зерновка - насекомое
Совсем нам незнакомое.
Зерновым оно вред несёт,
Горох, бобы, фасоль грызёт
-И. Словно флейта нежная
Песенка прилежная.
Кто живёт в лесной глуши
И поёт нам от души?
Это иволга певунья
Веселушка - хохотунья!
Жёлто-золотистая
Грудка у артиста. -Й. Очень милая зверушка
Словно мягкая игрушка.
Гавкает забавно очень.
Выглядит он как щеночек.
Любит модные причёски
Обожает ходить в гости.
Дополняет интерьер
Это - йоркширский терьер.
-К. Какаду живёт 100 лет
Краше попугая нет
Если что-то угрожает
Хохолок он поднимает. -Л. Это что за хомячки,
Приплюснутые мордочки?
В тундре лемминги живут
Корни, стебли, мох грызут.
-М. Белый мишка на рыбалку, не спеша идёт
Чует старый рыболов, что богатый ждёт улов.
-Н. Носорог без лишних слов, в драку броситься готов.
Он не даст себя в обиду, неуклюж он только с виду.
-О. В небе над полем он часто кружится.
Видит добычу и тут же садится.
Мышку в траве моментально найдёт,
В лапы подхватит и унесёт.
Зрение острое, слух не подвёл,
Звать эту птицу конечно – орёл! -П. Чем известен полюс южный?
Тем, что полюс Южный – вьюжный
Землю там покрыли льдины
А на них живут пингвины.
-Р. Свирепый взгляд во взгляде рысьем
Вот замер хищник среди листьев.
Пятнистый словно в бликах солнца,
Прыжок – и вряд ли кто спасётся! -С. Всех огромней в джунглях слон.
Напролом шагает он.
Грозно бивнями блестит,
Вкусно листьями хрустит.
-Т. Тигр очень полосатый.
Словно кошка он усатый.
И охотиться готов
На оленей, кабанов -У. Гордо в заводи плывёт
Утка, словно пароход
Вереницей кораблей семь утят спешат за ней.
И о чём то говоря в речке плещутся : кря-кря!
-Ф. Фазаны птицы очень красивые,
Важные, смелые и горделивые.
В радужном атласном оперении.
Не получается у них только пение.
-Х. Он на веточках сидит, одним лишь глазом шевелит.
Зацепится хвостом, мошек ловит языком
Он меняет кожи цвет и врагов у него нет.
Спросите вы: «кто же он?». Я скажу: «Хамелеон!»
-Ц. Цапля на одной ноге,
Целый день стоит в воде,
Лягушек ловит метко
И кормит своих деток. -Ч. Черепаха медленно по песку плывёт.
Тяжеленный панцирь на себе несёт,
Но без этой ноши ей не обойтись.
Панцирь ей поможет от врагов спастись.
-Ш. Шимпанзе на двух ногах
В жарких селится лесах.
То подпрыгнет, то замрёт,
То душистый плод сорвёт. -Щ. Внешне он похож на крысу.
Та же морда, тот же хвост.
Щелезубы ядовиты.
Этом зверь не так уж прост.
-Ъ. Твёрдый знак и мягкий знак,
Не пойму я их никак.
В начале слова не бывает,
Но это их не огорчает. -Ь. Мягкий знак мы видим важный,
Когда в конце стоит отважно.
Олень и рысь, гусь, лось, тюлень,
И ночь, и день смягчать не лень.
-Э. Куда охотнику без лайки!
Он глух и слеп один в лесу
Где, только птиц пугливых стайки
О нём известия несут.
Без лайки не поднимешь птицу,
И зверя не загнать в нору.
Собака по снегу кружится,
По следу мчится по утру. -Ю. Где то в море слон живёт,
Рыбу ест, быстро плывёт.
Зубы острые, как пилы
Южный слон морской не очень хилый.
-Я. В горах Тибета як живёт.
Косматая шерсть закрывает живот.
Сильный, рогатый, похож на быка.
Только его окружают снега. 1.14. Полгода книжку мы писали.
В ней все странички оформляли.
Теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
2.15. Но на этом достижении
Точку ставить не годиться.
Неизвестного полно,
Будем дальше мы учиться! 3.16. Это очень пригодится
Нам в дальнейшем может быть
Станет Глеб натуралистом,
Варя станет журналистом.
Учёным станет Рома,
Дима напишет законы.
4.17. Экологом станет Арина,
Зоологом Екатерина,
Писателем будет Степан,
Фотографом станет Иван!
5.18. Ждут проекты нас другие
Интересные, непростые,
Будет трудно, будет сложно.
Дай же нам терпенья, Боже!
6.19. Программа учебная «Планета знаний»
Сулит нам много испытаний!
Мы знанья лишь трудом возьмём.
С терпеньем дружно мы живём! 7.20. С упорством мы формировали
Стремление к познаниям.
Тогда ещё мы и не знали
Как нужно нам старание.
8.21. Благодаря регулятивным
И универсальным действиям
Не будем в выборе пассивны
Покажем всё умение.
9. 22. Формировать нам нужно
Комуникативность в себе.
Для этого мы дружно,
Работаем по парам все.