Опытно — экспериментальная деятельность, как форма исследовательской деятельности дошкольников.


«Опытно-экспериментальная деятельность – как форма исследовательской деятельности дошкольников» воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 247»г. СаратоваБерезюк Елена Викторовна Цель экспериментальной деятельности: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи экспериментальной деятельности: развивать эмпатию, воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод; привлекать родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей; создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий; развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно- доказательную речь при формулировке целей и выводов. Многие классики педагогики считают детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности. Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль. В соответствии с внедрением ФГОС ДО, детские сады пересматривают формы и методы работы с дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Она вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. Содержание экспериментальной деятельности Непрерывная Совместная деятельность организованная с детьми (наблюдения, труд, деятельность с детьми, творчество, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) Совместная работа с родителями Самостоятельная (семинары -практикумы; совместное деятельность детей детско-взрослое творчество (работа в лаборатории) (изготовление поделок из природного материала); проектная деятельность Методы и приёмы, используемые в опытно-экспериментальной деятельностиТрадиционные методыНаглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно -печатные игры, фокусы, занимательные опыты) Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов) Инновационные методыМетод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы). Дюймовочка хочет написать письмо маме, но боится, что она не сможет его прочесть (увеличительные приборы, банка с водой).Как Винтику и Шпунтику найти гайку, упавшую в коробку с мусором (магниты).Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента) Классификация видов опытно-экспериментальной деятельности По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные; поисковые По характеру мыслительных операций: констатирующие; сравнительные; обобщающие По месту проведения: в группе, на участке. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. По характеру используемых объектов: объекты живой и неживой природы, человек. По причине проведения: случайные, запланированные, ответ на вопрос ребенка. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин) Основное оборудование мини-лабораторий в группахПриборы – помощники;Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема материалы;Природные материалы;Бросовый материал;Разные виды бумаги;Красители;Медицинские материалы Мониторинговые исследования Вводный мониторинг: методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова). Промежуточный мониторинг: методика «Радости и огорчения» (Н.В. Ковалева); диагностическое задание «Игровое упражнение «Да - Нет» (Л.А. Венгер). Итоговый мониторинг: методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова). За два последние года уровень познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников (одной из форм которой является экспериментирование) вырос в среднем на 14 %. 2013 – 2014 уч. год 2014 – 2015 уч.год