Конспект занятия в старшей группе «Я и мой город»


Конспект занятия в старшей группе «Я и мой город»
Программное содержание:
Воспитывать любовь к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я - Томич», знакомить детей с понятием «улица», «проспект», «переулок». Читать схему микрорайона. Знакомить детей с особенностями жизни города, его жителей, основываясь на рассказах «запахов»; учить определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями.
Материал к занятию:
Обруч (символика д/с), цветные пластины (улицы города), видео и аудиоматериал о Томске, цветные иллюстрации о городе, баночки с содержимым (фрукты, конфеты, булочки), карта-схема микрорайона, напольный строительный материал.
 
Ход занятия:
Дети входят, здороваются с гостями.
Воспитатель: предлагает встать полукругом, лицом к гостям.
Пальчиковая гимнастика:
На поляне дом стоит (руки над головой крышей)
Ну, а к дому путь закрыт (пальцы рук смыкаются перед грудью)
Мы ворота открываем (разводит ладони рук в стороны)
В этот домик приглашаем (пригласительный жест руками)
Воспитатель: сейчас мы, ребята, пригласим наших гостей отправиться вместе с нами в путешествие по нашему городу.
Стук в дверь, входит Чебурашка.
Чебурашка: Можно я к вам, ребята. Я так долго сюда добирался. Шел длинными улицами и маленькими, только забыл, как они называются?
Дети отвечают – длинные и широкие улицы – проспекты, маленькие – переулки.
Чебурашка: Я тоже хочу с вами путешествовать, больше узнаю про наш город. Я вам пригожусь, я много знаю и умею. У меня для вас есть подарок, это песня о нашем любимом городе. А вы знаете, как он называется? (Томск) А кто мы? (Томичи)
Дети садятся на ковер и слушают песню (используем магнитофон).
Чебурашка спрашивает мнение о песне, услышали ли ребята название знакомых улиц (ответы детей).
Воспитатель: А на какой улице находится наш сад? (ул.Тверская)
А какой проспект находится рядом? (Фрунзе)
А еще какие улицы находятся рядом? (ул. Герцена и пер. Нечевский)
Дети вместе с воспитателем и Чебурашкой рассматривают схему микрорайона. Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, а наш город молодой или старый? (старый)
Как можно его назвать? (древний)
Сколько ему лет? (400 лет)
Смотрим видео зарисовку о городе, деревянное зодчество. Обсуждение.
Воспитатель: А из чего же были сделаны эти дома? (из дерева, деревянные)
А давайте представим, что мы живем в таком доме и топим печку чем? (дровами)
А где мы можем заготовить эти дрова? (в лесу)
Физкультминутка:
За дровами в лес идем
И пилу с собой берем.
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Чтобы печку растопить
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки.
А теперь их соберем
И в сарайчик унесем.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
(Выполняем соответствующие движения)
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Да, ребята, сейчас мы живем в других условиях, в других домах, печку топить не надо. А почему? (центральное отопление)
Посмотрите, какие красивые здания построены в нашем городе.
Показ иллюстраций и обсуждение.
Воспитатель: Мы знаем, ребята, что каждая улица имеет свое имя. Название. А вы знаете название улиц, на которых живете? (дети называют)
Но, ребята, многие улицы можно узнать по запаху и сказать, что там находится.
Если на улице пахнет сдобой, значит на ней находится…. (булочная).
Если на улице пахнет конфетами, шоколадом, то…. (кондитерская фабрика).
Если на улице пахнет рыбой, колбасой, овощами, значит здесь…. (рынок).
А если на улице пахнет бензином, то…. (бензоколонка, много машин).
Если пахнет дымом, гарью или чем-то неприятным, значит улица больна, на ней находится завод или фабрика, которые выбрасывают вредные вещества в воздух. Такую улицу нужно срочно лечить.
Мнение детей о том, как это можно сделать.
Нужно ставить на трубы специальные фильтры, которые бы улавливали вредные запахи.
Воздух в городе должен быть чистым, как легко дышится там, где много деревьев, цветов.
Томск все время строится.
Чебурашка просит детей построить улицу, на которой он бы мог жить.
Вместе с детьми на столах из строительного материала строят улицу. Чебурашка благодарит.
Воспитатель: Ребята, а теперь представьте себе, что возле нашего сада нет улиц и нам надо их построить. Но они еще не имеют названий. Вы их будите придумывать сами. А подсказкой вам будет служить содержимое этих баночек. Вам нужно определить по запаху, что там находится. Но не беда, если кто-то ошибется. У него есть вторая подсказка – нужно определить на ощупь или съесть с закрытыми глазами. Отгадав, вы отыскиваете указатель с картинкой и кладете на дорожку, даете название улице.
Дети разбиваются на пары, играют.
Чебурашка просит помочь ему назвать его улицу. Улицу называют улицей дружбы, так как строили ее вместе, дружно.
Затем все вместе поют песню о дружбе.