Конспект урока по русскому языку на тему Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в середине слова перед (-к). (4 класс)


Тема: Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в середине слова перед (-к).
Цели: учить слышать и произносить слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов и в середине слова перед (-к); учить проверять букву парных звонких и глухих согласных конце слов и в середине слова перед (-к); активизация речевой деятельности, развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Сообщение темы и целей урока
III.Каллиграфическая минутка
IV.Повторение
Работа с карточками. ( индивидуальная и групповая работа)
Образец: Трава-ударение падает на окончание. В корне слова есть безударный гласный. Его букву нельзя писать на слух. Букву безударного гласного в корне слова трава нужно проверить. Проверяю: изменяю слово – травы. Травы – это проверочное слово. В проверочном слове безударный гласный в корне стал ударным. В слове трава на месте безударного гласного в корне пишу букву а.
1.Прочитайте стихотворение и найдите все известные орфограммы. Устно.
Хорошо бежать на лыжах
Мимо елей и берез.
Воздух чист и неподвижен.
Не пугает нас мороз.
2.Списать текст, вставить пропущенные буквы.
За д…ревней б…льшой лес. В л…су д…рев…я покрыты снегом и инеем. Вышел из леса г…лодный волк. Идет волк к д…ревне. Но ст…рожевые с…баки тут как тут!
V.Новая тема
1 Повторение всех парных звонких и глухих согласных
2.Работа над произношением. Произнесите правильно парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и в середине слова перед –к.
Укроп жираф жук салют шалаш ус
Сугроб рукав плуг труд гараж груз
Шапка—шапка, шубка—шупка, отметка—отметка, соседка—сосетка, ромашка—ромашка, бумашка—бумашка, редиска—редиска, сказка—скаска.
3.Словарная работа
Шалаш- чадыр, груз - аар чуве, гараж-гараж.
-Парные звонкие и глухие согласные на конце слова и в середине слова перед –к произносятся всегда глухо.
Запомните! Буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова и в середине слова перед –к –это орфограммы. Эти орфограммы надо проверять. Для проверки нужно так изменить слово или подобрать такие однокоренные (родственные) слова, чтобы после проверяемого согласного звука стоял гласный звук. Например: жирафы-жираф, рукава-рукав, ромашечка - ромашка, бумажечка-бумажка.
4.Найдите проверочные слова
Шаг-… , ряд-… , бык-… , таз-… . след-… , сапог-… , ястреб-… , вывод-… . пирог-… , гвоздь-… . гость-… . рог-… , берег-… . погреб-… , поезд-… . сторож-… , рукав-… , лоб-… , рот-… , лед-… .
5.Прочитайте, скажите на какое правило выделенная орфограмма. Проверьте формой ед числа. В формах ед.числа подчеркни буквы о, е беглых гласных звуков.
Пирожок-пирожки, … - порошки, … -сапожки, … - орешки, …-куски, …-дубки, … - ногти, … - когти.
ФизминуткаVI.Закрепление
1.Упражнение 8, стр.28.
2.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках перед словами со звонкими согласными писать проверочные слова.
Выпал (…) сне… . Скоро ударит (…) моро… (…) Замер… (…) пру… . На нем крепкий (…) ле… . Спит в берлоге (…) медве… .
VII. Домашнее задание: правило на стр.26, упражнение 4 стр.27.
VIII. Итог урока