Конспект урока: «Опытно-экспериментальная деятельность на уроках окружающего мира»






Подготовила учитель начальных классов
МОУ ППМС центра «Созвездие»
Кораблина Ольга Николаевна

Цели:
1.Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: отсутствие формы, текучесть, пар - тоже вода, вода может расстворять предметы. Вода иногда нуждается в очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2.Воспитательные. Развивать социальные навыки. Умение работать в группе. Учитывать мнение партнера. Прививать бережное отношение к воде.
З.Развивающие. Активировать и обогощать словарь детей.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода"
3. Игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка» и др.
4. Чтение худ. литературы. Экологические сказки.
5. Иллюстрации воде.
Материал для урока:
- Прозрачные стаканчики
- Вещества, которые будем растворять в воде: соль и сахар, растительное масло.
- Стаканчики с фильтром на каждого.
- Чайник электрический с водой.
Мотивация:
- Создание «лаборатории» для проведения опытов с водой.
- Учитель - научный сотрудник института «Воды».
- Дети - «коллеги», которые будут на протяжении занятия выполнять задания, предлагаемые представителем института.
- «Голос» речки (запись ): «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой
Ход урока
Объявляется тема урока, ставятся задачи: по просьбе института будем проводить опыты с водой, очищать воду в домашних условиях через фильтр, изготовленный своими руками из салфеточек; придем к выводу как нам необходима вода, как воду нужно беречь и охранять; примем участие в акции: «Спасите речку!»
Детям предлагается быть коллегами.
«Коллеги» занимают места в лаборатории.
Знакомство с фонтаном
- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем.
Ответы: плещется. Журчит. Переливается, бежит, льется, течет.
- Что же такое вода?
Ответы: вода - это жидкость.
Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно-исследовательский институт: Имеет ли вода форму.
Ответы: имеет, не имеет.
Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).
Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка...).
Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Моет щечки, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре пять - начинай игру опять.
Вопрос: какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).
Ответы: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (отметить - кипяток - это опасно).
Опыт с чайником
Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.
Что происходит.
Ответы: вода булькает очень сильно, т.к. нагревается.
Открыть крышку чайника, в котором кипяток.
Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?
Ответы: пар.
Над паром подержать зеркало - оно запотело... участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.
Вопрос: так что же такое пар?
Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая.
Вода хорошо – почему?
Ответы: Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым...Вывод: без воды прожить невозможно.
Вода плохо – почему?
Ответы: Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.
Загадки:
Белый камень в воде тает, (сахар).
В воде родиться, воды боится, (соль).
Желтое, а не солнце, льется, а не вода,
На сковороде пенится, брызгается и шипит. (масло).
Опыты
Вопрос: что произойдет с солью и сахаром, если их положить в воду.
Опыт: наливаем воду в стаканчики с солью и сахаром, размешиваем ложечкой.
Вывод: вода растворила соль и сахар - она растворитель.
Вопрос: А все ли вещества могут растворяться в воде.
Опыт: в воду налить масло и понаблюдать.
Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.
Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет. Вопрос: можно ли пить такую воду.
Ответы: нет, т.к. она грязная. Ее можно очистить с помощью фильтра, который мы приготовили заранее.
Опыт: воду, в которой масло, выливаем в стаканчик с фильтром.
Что мы видим: масло осталось на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.
Вывод: Воду можно очистить через фильтр.
Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры/гоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.
Как нужно относиться к воде.
Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки...
Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить все правила поведения.
Рефлексия
Итог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Какие новые свойства воды, коллеги, вы сегодня узнали
Ответы: Вода - это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
Вода может нагреваться и быть горячей - пар.
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Действительно, без воды мы не можем пожить на земле, воду надо беречь и охранять.
Вручение дипломов-капелек за достижения в области изучения свойств воды и сладких подарков за проделанную работу.