Конспект урока «Потешки и колыбельные песни»


Литературное чтение
Дата ____________________
Тема: «Потешки и колыбельные песни» (Литературное чтение, с. 38-41).
Цель:
познакомить детей с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня;
научить читать потешки выразительно;
учить давать полные ответы на вопросы;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навык чтения;
прививать любовь к Родине, к традициям русского народа и его культуре, через фольклор.
Ход урока
Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Речевая разминка.
Скороговорки
ЧистоговоркиАр-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы продолжим знакомство с потешками и колыбельными песнями.
Изучение нового материала.
Чтения потешек (с. 38-39).
Чтение потешек учителем и хорошо читающими детьми.
Перечитывание. Первую потешку сначала можно читать двустишиями, затем несколько человек читают её по очереди целиком, стремясь к соблюдению знаков препинания, что способствует ритмичному воспроизведению текста. Вторая потешка сразу читается целиком.
Вопросы 1—3 способствуют изучению особенностей потешек. Отвечая на первый вопрос, дети производят типичные движения, которыми сопровождаются потешки. Отвечая на второй вопрос, учащиеся обращаются к текстам, находят в них и называют ласковые слова (пальчик, с братцем, ножками).
Отвечая на вопросы под номером 3, первоклассники указывают на повторы слов (с этим братцем, идет коза, топ, хлоп, забодает), а также осознают значение этих повторов для запоминания потешек.
Физкультминутка
в) Работа по учебнику (с. 40-41).
Если дети затрудняются ответить на вопрос 4, учитель может напомнить им про «Ладушки» и прочитать (а лучше рассказать) любую потешку, например одну из этих:
***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
***
(Водим пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(Загибаем пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?
Далее, последовательно выполняя задания учебника, первоклассники знакомятся с особенностями и назначением колыбельных песен. Желательно, чтобы первую из колыбельных исполнил наизусть учитель, вторую — тоже учитель или прочитал хорошо читающий первоклассник.
После обсуждения колыбельных по вопросам учебника дети учатся читать их выразительно: спокойно, напевно, не спеша, не громко. Задание 2 (музыкальное иллюстрирование) целесообразно оставить для домашней работы.
Дома первоклассники по желанию выполняют задание «Придумай мелодию» к любой потешке и к любой колыбельной, а также думают о том, чем похожи и чем отличаются потешки и колыбельные, выполняя факультативное (необязательное для выполнения) задание 3.
Подведение итогов урока.
Дети, с какими жанрами мы сегодня познакомились?
Вам понравились потешки и колыбельные?