Урок по русскому языку в 1-ом классе по теме Парные глухие и звонкие согласные на конце слов


Технологическая карта урока русского языка в 1 классе: «Парные согласные на конце слов» . УМК «Школа России»
Дата проведения 13 мая 2015 Класс 1а Учитель Азнабаева Р.З.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные У УД :
- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- формировать осознание значимости данного умения.
- понимать причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные У УД:
Познавательные УУД
- уметь сравнивать;
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- производить логические операции;
Коммуникативные УУД
- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.
Регулятивные УУД
- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;
- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Предметные УУД
- различать звонкие и глухие согласные;
- различать слова с парными согласными, требующими проверки;
- формировать навык проверки парных согласных на конце слов;
- находить в словах изученные правила.
Цель: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки парных согласных на конце слов в ходе совместной деятельности в сотрудничестве с учителем. Научить школьников правильно писать слова с парными согласными.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: деятельностный метод.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа.
Средства обучения: Лист самооценки обучающегося, карточки с заданиями, карточки с алгоритмом.
№ п/п Этап урока Результаты Взаимодействие в образовательном процессе Результат
личностные метапредметные предметные Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Мотивация
Цель:
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне . Проверка готовности к уроку;
Р:самоконтроль и самооценка; организация рабочего места. Предметная готовность Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы,
Будем думать и решать
И друг другу помогать.
- Проверим готовность. На столах у вас должны лежать только учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка. Проверьте, всё ли готово к уроку русского языка?
Организует ситуацию самооценки обучающимся, готовности к предстоящей деятельности, управляет ситуацией самооценки.
-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.
- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?RСZПОWР(спор) - Среди набора букв найдите слово. КАПОССОРАВ(ссора) - Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово. ШДРЖАКЦА(драка)- Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)- Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?(Когда-возник-спор.)- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? ( Спокойный тон, доброжелательность.)- А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку. - И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам - научи другого». Дети
выполняют самооценку готовности по критериям.
Выбор учебных принадлежностей.
Правильность и аккуратность расположения предметов на столе.
Самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.
Читают, слушают. Участвуют в беседе.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность
2 Этап актуализации и пробного учебного действия
Цель:
- повторить полученные ранее знания,
- актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение,
Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание на минутке чистописания.
ЦО к умению самостоятельно определить: цель, результат, способ действия.
ЦО к самостоятельной практической деятельности
ЦО к умению предъявить результаты своей деятельности
ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.
ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата Умение принимать задание, правильного написания букв.
Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через результат ( через высказывание, через рассуждения)
Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)
взаимопроверки
Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.
Сравнение, критика, описание – КУУ
Оценка -РУУ Понимание предметного содержания задания, выделение парных и непарных согласных.
Представление об этом результате о цели и ходе действий.
Выполнение задания или нет
Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания
Формировать ЗУН, через сравнение.
Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки
Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик- дедушка, Согнуть пальцы в кулачок, а затем по очереди
  Этот пальчик- бабушка, разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик-  мамочка,
  Этот пальчик - наш малыш.
И вместе они - семья
На доске записаны следующие строки:
Слон, лев, шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
Прочитайте вслух написанные на доске стихотворные строчки. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует?
([т]-т,д – бегемот,(с) утра, отправились, поход).
Запишем, чередуя, целую строчку букв д,т.
Охарактеризуйте звук [т], который имеется в данных словах.
[т] – согл., глух., парн., тверд.
Назовите все парные согласные.
(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш).
Что мы о них узнали на прошлом уроке? Что происходит с парными звонкими на конце слов?
(оглушение)
-Что мы должны делать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных на конце?
Выполнение задания, получение результата, оценивание его.
Оформление результата на полях в тетрадке. Оценка: достигли результата или нет.
Взаимопроверка
Сравнение своих результатов с другими и обоснование способов своей деятельности.
Почему так получилось?(2-3 чел.)
Оформление оценки результата на полях в тетрадке.
- Записывали буквы в тетрадь.
-Чтобы вспомнить, что есть звонкие согласные и глухие, чтобы красиво писать.
Д. Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.
Учатся договариваться и выполнять условия договора. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
3 Постановка учебной задачи.
Этап выявления места и причины затруднения
Цель:
создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала.
,
Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание
ЦО к самостоятельной практической деятельности
ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.
ЦО к умению самостоятельно определить: тему, цель к уроку, способ действия на уроке.
Умение принимать задание, правильного написания букв.
Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата
Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.
Уметь определять тему урока действия , уметь целеполагать, ( через высказывание, через рассуждения)
Понимание предметного содержания задания, выделение заглавных и строчных букв.
Выполнение задания или нет
Формировать ЗУН, через сравнение.
Представление об этом результате, о цели и ходе действий.
.
1) Орфографическая зарядка . Прочитайте слова. Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг. - Раздели слова на группы по общим признакам - по слогам;- Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.- Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)- Где находятся парные согласные? (На конце слова.)
2) Формулирование учащимися темы и цели урока
- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока. Тема. Парные согласные на конце слов - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.
Цель:
Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
Познакомиться с …(новыми словами).
Формулируют тему и цели урока
-
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Зафиксированная на доске тема и цель урока.
4 Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель:
составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.
Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание
ЦО к умению самостоятельно определить : шаги и способ действия в алгоритме.
Умение принимать задание, правильного написания букв.
Уметь определять шаги и способ действия в алгоритме, через результат ( через высказывание, через рассуждения)
Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)
Понимание предметного содержания задания.
Представление об этом результате о цели и ходе действий Организует работу.
- Чтобы правильно писать эту орфограмму, нам необходимо составить алгоритм. Пользуясь им, вы научитесь правильно писать слова с парными согласными на конце.
- Что сначала необходимо сделать со словом?
- Что вы будете делать потом?
- Что будет следующим шагом нашего алгоритма?
- Последним шагом мы обозначить опасное место. Как?
Алгоритм на доске:
- Прочитать и проверить есть ли на конце парный согласный.
- Подобрать проверочное слово.
- Записать правильно.
- Подчеркнуть орфограмму.
Словарная работа.
Учитель. Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки и догадайтесь герои какой они сказки? (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)
Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?..(лиса)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(волк)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Учащиеся пишут в тетради слова
- Если вам трудно определиться с буквой, напишите карандашом
Учитель открывает запись на доске звуковую запись слов лиса, дед, заяц, медведь, волк.
- А главный герой этой сказки убежал и от бабушки? Как называется сказка?
Дети. Колобок. (на интеракт..доске- иллюстрация из этой сказки) Мы путешествуем по сказке «Колобок» и поможем Колобку выбраться из беды.
- Ребята, среди этих слов я выбрала слово, которое состоит из двух слогов. Оба слога закрытые. Второй слог заканчивается на мягкий согласный звук (медведь)
Сравните звуковую схему слова и посмотрите в словаре написание этого слова (учебник стр. 137 Орфографический словарь)
Совпадает ли написание и произношение этого слова?
Какую букву нам нужно запомнить?
А еще какое расхождение есть в написании и произношении?
Как проверить?
- Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте букву, которую нужно запомнить.
Информация о медведе
-Учитель. С кем первым встретился колобок?
Дети. С зайцем.
Учитель. Поможем колобку быстрее убежать от зайца.
Физминутка.- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы прыгните, как зайчики. Слова: стол, флаг, снег, шум, клюв, шар, сад, пол, план, крик. Учитель. На пути у колобка - волк. И чтобы он не обидел нашего колобка, проведем исследование и выясним, как же можно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук
Работа в группах.
I группа         
Измените по образцу
Дуб - дубы
Круг –
Медведь –
Час –
Мороз -
Выберите нужный ответ:
Мы изменяли число (один – много)
Мы подставили слово нет
II группа Измените по образцу
Звук - нет звука
Тетрадь – ( ___________ ) тетради
Кактус - (______________ ) кактуса
Морковь - ( ___________ ) моркови
Кровь – ( ___________ ) крови
Выберите нужный ответ:
Мы изменяли число (один – много)
Мы подставили слово нет
Вывод: Изменить слово значит изменить число или подставить слово «нет»
Учатся работать с информацией, аргументировать ответы. Учатся быть внимательными.
- Прочитать и проверить есть ли на конце парный согласный.
- Подобрать проверочное слово.
- Записать правильно.
- Подчеркнуть орфограмму.
Сформулированное правило, представленное в форме алгоритма.
5 Этап реализации построенного проекта Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание и пользоваться алгоритмом.
ЦО к умению самостоятельно определить: цель, результат, способ действия.
ЦО к самостоятельной практической деятельности по алгоритму
ЦО к умению предъявить и оценить результаты своей деятельности
ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.
ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата Умение принимать задание, правильного написания парных согласных по алгоритму.
Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через результат ( через высказывание, через рассуждения)
Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать свою деятельность; умение пользоваться алгоритмом.
Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)
Формирование самопроверки (Я делал так, как …..)
Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.
Сравнение, критика, описание – КУУ
Оценка -РУУ Понимание предметного содержания задания, различения и правильного написания парных согласных по алгоритму.
Представление об этом результате о цели и ходе действий.
Выполнение задания или нет
Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания
Формировать ЗУН, через сравнение.
Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки
- А теперь давайте используем полученные знания и выполним задание из электронного приложения
Включает детей в самостоятельную практическую деятельность.
Работа у доски
Фиксация результатов.
Организует ситуацию сравнения.
-Почему так получилось?
Внимательно рассматривают задание.
Выполняют задание, получают результат, оценивают его. Предъявляют свою деятельность.
Показ результатов.
Применение составленного алгоритма правильного написания парных согласных.
6 Этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи
Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму. Ценностное отношение (ЦО) к умению совместно воспринимать задание
ЦО к умению совместно определить: цель, результат, способ действия.
ЦО к самостоятельной совместной практической деятельности
ЦО к умению предъявить результаты своей деятельности
ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.
ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата Умение принимать задание, самостоятельно подбирать слова для проверки парных согласных.
Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через совместный результат ( через высказывание, через рассуждения, через договор друг с другом)
Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать совместную деятельность.
Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)
взаимопроверки
Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.
Сравнение, критика, описание – КУУ
Оценка -РУУ Понимание предметного содержания задания, сравнение слов с парными согласными на конце и объяснение способа проверки
Представление об этом результате о цели и ходе действий.
Выполнение задания или нет
Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания
Формировать ЗУН, через сравнение.
Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки -Прочитайте внимательно.
-Какое задание будем выполнять?
-Для чего мы будем выполнять это задание?
- Чем будем пользоваться?
- Поработайте в парах, объясняя друг другу.
Карточка1.
Бульдок, медвежонок, котёнок, носорок, поросёнок, цыплёнок, осьминок, бельчонок
-Что вам поможет в работе?
Включает детей в парную практическую работу
Фиксация результатов.
- Когда закончите работу в парах, поднимите совместно руки.
Организует ситуацию сравнения практической деятельности.
- Объясните, где вы исправили и почему.
-У кого получились так же?
- У кого другие варианты? Учатся работать в парах по сопоставлению пары слов. Соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы.
- Найти и исправить ошибки.
- Алгоритм. Дружба.
Выполняют задание, получают совместный результат, оценивают его.
Показ результата.
Оформление оценки результата на полях в тетрадке.
Сравнение своих результатов с другими и обоснование своего выбора.
-У меня получились…….
Описывают способы. Проговаривают алгоритм.
Проговаривают правило. Выполненное задание в паре
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.
Ценностное отношение (ЦО) к умению совместно воспринимать задание
Умение принимать задание.
Понимание предметного содержания задания. . Самостоятельная работа
Тест.
- обведи парные согласные:
Б, р, с, х, д
- обведи слова с парной согласной на конце:
Кот, дом, рак, луг, нос:
- вставь букву:
Ду.., зу.., моро.., арбу.., пиро.., су..
* Подчеркни слова, которые являются проверочными
Медведь, молоко, грибы, виноград, глаза, лебеди.
Самопроверка Правила написания парных согласных на конце слов.

Мы работали в парах выполняли задание.
Дают словесную оценку и листы самооценки. Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
8 Рефлексия Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности. Наша сказка с добрым концом и колобок жив.
8. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок
Наше путешествие подошло к концу.
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали. -Вернёмся к целям нашего урока.- С чем вы сегодня познакомились?(С новым словарным словом, встретились с парными согласными, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
- Покажите смайликом у кого хорошее настроение? Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением. - Никогда не забывайте правила спора.