Презентация к докладу на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС нового поколения


Современные педагогические технологии, обеспечивающие реализацию ФГОСПодготовила: учитель русского языка и литературы Щербакова Л.В. Требует ли ЖИЗНЬ изменения системы образования? В 2013 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие 5 000 лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных в 2013 г. профессий не существовали в 2004 году Требуется умение отбирать главное в море информацииНабор товаров в магазинеПоиск в сети «Интернет» вакансий, досуга, сведений и т.д.Инструкция к новой технике 3Человек ХХI века Самостоятельный, активный, компетентный, живущий и работающий в условиях информационного общества и рыночной экономики Ориентированный на знания и использование новых технологийСвободный и ответственныйЧеловек с активной жизненной позициейЧеловек, имеющий установку на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущегоТолерантныйВедущий безопасный образ жизни В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод о том, добились ли мы своего или нет. Математическая грамотность (65 стран)Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея 29 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России (31-39 место)26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России9 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия) Читательская грамотность (65 стран)Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России (38-42 место)23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция) Естественнонаучная грамотность (65 стран) Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России (34-38 место)27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция) Предметные опытполучения, преобразования и применения предметных знанийсистема знаний – основа научной картины мираМетапредметныеуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учитьсямежпредметные понятия Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции,соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивацияФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитаниевысоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества гражданина России РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?СТАНДАРТ НЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ», а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙСТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ

Компетентностный подходКомпетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда; подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Дмитрий Аркадьевич ИвановКомпетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Олег Ермолаевич Лебедев Базовые понятия компетентностного подходаКОМПЕТЕНТНОСТЬКОМПЕТЕНЦИЯ Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Андрей Викторович ХуторскойПонятия «компетенция» и «компетентность» в современной педагогике Введение понятия позволило снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Понятие системно-деятельностного подхода 1985 г. Суть подхода1. Психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. 2. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. 3. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. 4. Первичная форма существования теоретического знания – это способ действия.«Формула» системно-деятельностного подходаКомпетенция — деятельность — компетентность.Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью. Что меняется в процессе обучения при переходе от «знаниевого» подхода к компетентностному и системнодеятельностному подходам1. Цели образования2. Процесс обучения. Если рассматривать компетенцию как способность решать проблемы, целесообразно смоделировать в процессе обучения все этапы решения проблемы (деятельность как система): - Осознание проблемы, формулирование её - Анализ существующей ситуации - Постановка цели - Поиск недостающих средств - Выбор способов деятельности - Соотнесение результатов с целью - Коррекция деятельности Технология развития критического мышления школьников на уроке и в системе подготовки учителя Предметныеосвоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мираМетапредметныеосвоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятияЛичностныеготовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции,личностные качества Результаты освоения основных образовательных программРазвитие компетентности к обновлению компетенций Виды УУДЛичностныеРегулятивныеПознавательные Коммуникативные САМОПОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕСМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ И СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕНРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕОЦЕНИВАНИЕЛичностные УУД целеполаганиепланирование прогнозированиеконтролькоррекцияоценкаволевая саморегуляцияРегулятивные УУД Познавательные УУДобщеучебныелогическиепостановка и решениепроблем УУД52431умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиуправление поведением партнёра постановка вопросовразрешение конфликтов Коммуникативные УУД ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯЧарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл (Хобарт&Вильям Смит Колледж и Университет штата Северная Айова (США))Консорциум «За демократическое образование»Международная Читательская АссоциацияРоссия (1997 год) - «Чтение и письмо для развития критического мышления»Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И.ГерценаСергей Измаилович Заир-Бек, кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо в России" Ирина Валентиновна Муштавинская, кандидат педагогических наук, проректор СПб АППО Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний, с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям.Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: эмпирический уровень – критическая проверка фактов; теоретический уровень – критическая проверка теорий; метатеоретический уровень – критическая проверка норм и ценностей. Брюшинкин В.Н. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает «вежливый» скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.Как учатся дети: Свод основ Цель технологии РКМЧП -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ИОО «Фонд Содействия», 1997) НЕ учитель-«урокодатель», а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности.Создаёт благоприятные условия для развития критического мышления путём столкновения противоположных точек зрения.Предпочитает активные и творческие формы работы на уроке.Стимулирует учащихся к размышлению.Высоко ценит содержательные и «умные» вопросы.Учитель-конструктивист Работа с художественным текстомУрок-взаимообучениеУрок-дискуссияУрок-письмоУрок-исследованиеРабота с информационным текстомТипология уроков в ТРКМЧП Структура технологииТехнологические этапыПервая стадияВторая стадияТретья стадияВызов-Актуализация имеющихся знаний;-пробуждение интереса к получению новой информации;-постановка учеником собственных целей обученияОсмысление содержания-Получение новой информации;-корректировка поставленных учеником целейРефлексия-Размышление, рождение нового знания;-постановка учеником новых целей обучения Приемы стадии вызова Приемы стадии вызоваУтвержденияДоПослеИмена существительные (слова с суффиксами –ок-, -ник, -j- со значением места, лица, конкретного предмета) образуются приставочно-суффиксальным способомПриём «Верные – неверные утверждения» УтвержденияДоПослеСуть учебной деятельности – познаниеУровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности Универсальные учебные действия – это результат учебной деятельностиПриём «Верные – неверные утверждения» Приём «Верные – неверные утверждения»Ученик научитсяВыдвигать гипотезыПодтверждать гипотезы на основе изученной информацииПознавательные УУД Кластеры (гроздья)


Кластеры Приём «Кластер»Ученик научитсяОценивать правильность выполнения действий, вносить коррективыОсуществлять сравнение и классификациюОбъяснять явления и процессы, связи и отношенияСтруктурировать текстыПознавательные УУДРегулятивные УУД Приёмы стадии вызова.Наши предположения (примерные)Олимпийские игрыПравила проведенияНаградыМесто проведенияВиды спортаРекорды


Приемы стадии вызоваПРИЁМ «ВЫГЛЯДИТ, КАК… ЗВУЧИТ, КАК..»Педагогическая технологияФГОСУУД{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}Выглядит, как…Звучит, как… ПРИЁМ «ВЫГЛЯДИТ, КАК… ЗВУЧИТ, КАК..»Педагогическая технология{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Выглядит, как…Звучит, как…Ступеньки лестницы«Это интересно!»ЧасыМеталлический скрежетКонвейер«Это ново!»Яркая картинкаПесня Приём «Выглядит, как… Звучит, как…»Ученик научитсяРаботать с метафорамиДавать определение понятиямПознавательные УУД Таблица «толстых» и «тонких» вопросов??Дайте три объяснения, почему…?Объясните, почему…?Почему Вы думаете…?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…?Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Мог ли…?Как звать…? Было ли…?Согласны ли Вы…?Верно ли…?Приемы ТРКМЧП
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов (ПРИМЕР)??Когда в Европе стали возникать города?Чем отличается средневековый город от античного?Кто были первыми жителями городов?В чем различие между городом и деревней?Перечислите крупнейшие города Европы?Как был защищен средневековый город?Были ли средневековые города центрами торговли?С чем связан быстрый рост городов в Европе в 10-11 веках?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»Ученик научитсяЗадавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнеромКоммуникативные УУД Перепутанные логические цепочкиУчитель предлагает учащимся ряд логических цепочек. Часть из цепочек содержит ошибки.Учащиеся работают индивидуально или в парах, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.Обсуждают свои результаты в группе или в паре, уточняют, исправляют. «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»Ствол дерева – темаВетви – предположенияЛисточки – аргументы, обоснование предположенийДж.Белланка Ю.Бондарев. Красавица Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания. – Что вы, что вы!– Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:– Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо… – Ничего. Прошу. Как-нибудь.Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха. Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги. У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти. Приемы стадии осмысления содержания Инсерт (Воган, Эстес) (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления)V(осознать новые знания)+(исправить неверные предположения)-(исправить неверные предположения?(побудить дальнейший интерес к теме)Я это зналЭто для меня абсолютно новоеЭто противоречит тому, что я зналЯ хочу знать об этом большеПриемы стадии осмысления содержания
«Бортовые журналы» (Гудлат) Что мне известнопо данной теме?Что нового я узнал из текста?
«Двухчастный дневник» (Гудлат)ЦитатаКомментарийЛучшее – враг хорошего. Вольтер
«Ромашка Блума»ПростойвопросУточняющийвопросОценочныйвопросТворческийвопросВопросинтерпретацияПрактическийвопрос?Бенджамин Блум. Таксономия учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)Приемы стадии осмысления содержания



«Ромашка Блума»Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы. «Насколько я понял….», «Правильно ли я Вас поняла, что…», «То есть Вы говорите, что?»Интерпретирующие вопросы (объясняющие). Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений («Почему?»)Творческие вопросы (прогноз). «Как вы думаете, что произойдет дальше…?», «Что изменится, если…?»Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке. «Чем отличается?», «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»Практические вопросы – «Как мы можем…?», «Как поступили бы вы…?», «Где в обычной жизни можем использовать…?» «Кубик»Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)3. Подбери ассоциации... (Что это напоминает?)4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом. Таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением. Приемы стадии рефлексии Цель – собрать, систематизировать, отобрать, логически выстроить необходимую информацию на заданную тему.ЭтапыГруппе дается тема будущей статьи.Ученикам дается задание составить план статьи.Выдаются разные материалы по теме работы, вспомогательные материалы (ножницы, клей, ватман и др.).Оформляется таблица «Презентация работы»Стратегия «Рамка», или «Статья»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Наиболее ценная информация«Белые пятна»«Корзина»Презентация работы Стратегия «Отсюда – сюда»Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследованияСбор информации об объектеОбмен информацией в группеВыделение общего для запоминания основной части таблицыЗаполнение таблицыНаписание совместного исследования по темеПрезентация исследования134 56278











Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Преподаватель осуществляет координацию работы. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.Первая группа - "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. «Двухрядный круглый стол» В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словамиЧетвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к темеПоследняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.«Синквейн» (пятистишие, «белый стих») ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ (Олверман){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные этапы1. Формулировка ключевого вопроса (утверждения) дискуссии.2. Составление таблицы для записи.3. Составление списка аргументов: 2-3 аргумента «за» и «против».4. Предъявление аргументов.5. Запись «чужих» наиболее значимых аргументов в таблицу.6. Формулировка вывода. УникальноеУникальноеОбщееПрием способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов.Используя данный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем на уровне и синтеза, и сравнительной оценки. Задание: используя графические методы, представьте (назовите, выпишите) общие и уникальные черты двух (и более) изученных явлений (объектов, персонажей и.т.п).Прием «Общее – уникальное» Визуальные средства представления информации. Таблицы Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаемХ – что мы хотим узнатьУ – что мы узнали и что нам осталось узнать
Приемы стадии вызоваПРИЁМ «Плюс – минус - вопрос» (Эдвард де Боно)Системно-деятельностный подходТрадиционный подход в обученииНаказание{16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}ПлюсМинусВопрос Приемы стадии вызова{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}«Плюс» (+)«Минус» (-) «?» «Что хорошего?» «Что в этом плохого?»Предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей («Что в этом интересного?»)ПРИЁМ «ПМИ» (Плюс – минус – интересно) Концептуальная таблица Стратегия решения проблем «IDEAL» Джеймс БрэмсфордСтратегия IDEALI – выделите в тексте проблемыD – опишите ее (выявите суть)E – определите варианты подходов к решению проблемыA – действуйте (решайте)L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.  И – Идентифицируйте проблемуД – Доберитесь до ее сутиЕ – Есть варианты решенияА – А теперь - за работу!Л – Логические вывод Стратегия решения проблем «Карта проблемы» Алгоритм построения карты проблемы в рабочей группеНа листе бумаги в центральной рамке обозначьте название рассматриваемой проблемы Под этой надписью напишите или наклейте на клейких цветных листочках бумаги (Sticky Notes) выделенные из текста причины возникновения данной проблемы Подумайте и запишите, какие еще возможны причины возникновения данной проблемы, которые не указаны в тексте Ранжируйте полученный набор причин по степени значимости, т.е. по уровню значимости каждой причины Презентуйте полученные вами выводы Выявите самостоятельно или найдите в тексте (в процессе групповой или индивидуальной работы) следствия, порождаемые данной проблемой Ранжируйте набор следствий проблемы по степени значимости Презентуйте полученные вами выводы Установите причинно-следственные связи в полученном наборе причин и следствий, соединив их стрелочками Составьте список причин под каждым из последствий по степени их важности Уточните причины, следствия и связиНа основании результатов работы постройте карту проблем Презентуйте полученные вами результатыВ.И. Гам и А.А. Филимонов Стратегия решения проблем «Карта проблемы» Следствие 2Следствие 1Следствие 3НАЗВАНИЕ ПРОБЛЕМЫПричина 1.2.Причина 1.1.Причина 1.4.Причина 1.3.Причина 2.2.Причина 2.1.Причина 3.3.Причина 3.2.Причина 3.1. Приемы по развитию навыков ведения дискуссииРолевая играПерекрестная дискуссияСпор-диалогМетод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) «Шесть шляп мышления»Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано Работа в группах. Стратегия «Зигзаг»Цель – изучение и систематизация большого по объему материала. 1 этап. Учащиеся разделены на группы. Каждый ученик в группе работает со своим текстом. Составляет конспект (таблицу, схему и т.п.).2 этап. Учащиеся собираются в группы так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. Происходит обмен результатами работы и составляется общая схема рассказа по данному фрагменту темы. 3 этап. Учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы, где каждый знакомит других со своей частью темы, пользуясь общей схемой. Таким образом, в каждой рабочей группескладывается общее представление об изучаемой теме. Социо-игровое задание РАФТ (роль – аудитория – форма – тема) Основная задача - описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Роль - директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса, почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове девочки и т.д.Аудитория - подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник УНО, случайный попутчик, какие-либо канцелярские принадлежности и т.п.Форма - эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки, докладная записка, заявление и т.д.Тема - Праздник последнего звонка в моей школе. Создание текстов: письмо для критического мышленияВесь мир театр. В нем женщины, мужчины - все актеры.   В.Шекспир ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯЯ готов применить технологию развития критического мышления на своих урокахДАНЕТЗаполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы. Обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся Вам убедительными. Продолжите заполнение таблицы. Когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.