Доклад по теме: Виды и структура современного урока


МБОУ Матвеево-Курганской сош №1
ДОКЛАД
по теме
«Виды и структура современного урока»
Подготовил:
учитель начальных классов
МБОУ Матвеево-Курганской сош №1 Борисова О.В.
2015 год.
Введение
21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.
Качественное отличие настоящей школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.
В связи с этим изменилась и миссия школы.Так в образовательной программе МБОУ Матвеево –Курганской сош №1 миссия школы прописана как обеспечение качественного и доступного образования для всех детей, учет интересов и потребностей каждого обучающегося и общества в целом; ориентация на развитие способностей ребёнка, подростка независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания. Качество же образования предполагает не только количественные показатели (количество «хорошистов» и «отличников»), но и раскрытие личностного потенциала участников образовательного процесса, компетентностный, деятельностный, практико-ориентированный подход в обучении.
Школа стремится к активному участию в процессе модернизации Российского образования, провозглашённого одним из приоритетных национальных проектов. С 2010-2011 учебного года школа участвует в программе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Осуществляется реализация инновационного образовательного проекта «Создание пространства внеурочной деятельности в контексте формирования метапредметных результатов» в рамках муниципальной инновационной площадки. (Приказ Отдела образования Администрации Матвеево-Курганского района от 03.09.2012г. №265 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки образовательным учреждениям района»).
(Слайд 2)
В связи с утверждением стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р. ) стратегическая цель образования состоит в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
(Слайд 3)
А в связи с переходом образовательных учреждений России с 1 сентября 2011 года на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляются и федеральные государственные требования к структуре, условиям и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, где учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования.-Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: (Слайд 4)
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В рамках системно- деятельностного подхода построена и образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганскоц сош №1.
ЗадачаФГОС – создание среды для развития личности (персонификация).
(Слайд 5) Персонификация (создание условий для личности рбенка) осуществляется через:
Организационную сферу
Содержательную сферу
Технологическую сферу
Результативную сферу, Что порождает возникновение деятельностного урока, строящегося на следующих принципах:
Принцип деятельности
Принцип преемственности
Принцип доступности
Принцип предметности
Принцип сотрудничества
Принцип интегративности.
Система принципов построения урока. (Слайд 6)
Принцип деятельности Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;
Ученик понимает и принимает систему норм учебной деятельности
Принцип преемственности Ориентация на результат образования как системообра-зующий компонент Стандарта по формированию УУД
Принцип доступности Управление темпами и содержанием развития в условиях организованной деятельности
Принцип предметности Определение содержания понятий на основе деятельнос
ти с предметом; преобразование понятий в знаковые модели (образ, алгоритм, образец, схема и т.д.)
Принцип сотрудничества Продуктивное взаимодействие на основе индивидуальных способностей и возможностей ученика
Принцип интегративностиФормирование обобщенного системного представления о мире: природе, обществе, самом себе, мире деятельности, науки.
Здесь будет уместно сказать что же такое урок.(Слайд 7)
Урок – форма организации обучения с группой учащихся; законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.       Родоначальник педагогики Ян Амос Каменский  и русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему  обучения и  воспитания.
      Урок, придуманый Яном Каменским 400 лет назад по-прежнему остается основной организационной формой обучения.
Основными характеристиками урока являются понятия «тип урока», «структура урока», «вид урока».
Структура урока.
(Слайд 8)
Структура урока(стандарт 2004) – совокупность элементов урока,
обеспечивающих его целостность и сохранение основных
характеристик при различных вариантах сочетания.
К этим элементам относятся:
организация начала урока,
постановка цели и задач урока,
объяснение,
закрепление, повторение,
домашнее задание, подведение итогов урока.
Тип урока определяется наличием и последовательностью
структурных частей.
В основе реализации основной образовательной программы МБОУ Матвеево-Курганской сош №1 лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
(Слайд9)
Структура урока в логике системно-деятельностного подхода
Структура урока–совокупностьэлементов урока на основеучебной задачи и учебнойситуации, обеспечивающихперсонифицированныйрезультат. До введения ФГОС в структуре урока выделялись следующие традиционные элементы:
(Слайд 10)
Традиционные элементы структуры урока:
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3. Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Теперь наряду с традиционными принято выделять новые (или современные)элементы структуры урока.
(Слайд 11)
Новые элементы структуры урока.
Целенаправленная мотивация
Планируемый результат
Постановка учебной задачи
Создание учебной ситуации
Рефлексия
Сотрудничество
(Слайд 12)
При составлении структуры урокаследует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом урокеявляются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.
Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от типа урока, этапа изучения темы и образовательных задач урока.
Типы уроков.
(Слайд 13)
Классификация уроков по типам называетсятипологией урока. Следует отметить, что в современной дидактике нет единства в подходах к типологии урока, поскольку за основу классификаций берутся различные параметры деления уроков на типы: методика проведения, структура, характер деятельности учителя или деятельности учащихся.
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация, согласно которой тип урока – это его характеристика, определяющаяся дидактической целью и местом урока в общей системе уроков по определенной теме.
Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает нам следующие типы урока: (Слайд 14)
Типы уроков по ФГОС
1. Урок усвоения новых знаний:
2  Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
5. Урок контроля знаний и умений
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.
7. Комбинированный урок.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний: (Слайд 15)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). (Слайд 16)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
(Слайд 17)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений(Слайд 18)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
 
5. Структура урока контроля знаний и умений.(Слайд 19)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.(Слайд 20)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
7. Структура комбинированного урока.(Слайд 21)
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
(Слайд 22)
Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.
Вид урока 
(Слайд 23)
Вид урока - это характеристика, отражающая методику проведения урока.
В современной дидактике принято выделять традиционные и нетрадиционные виды урока.
Традиционный вид урока (Слайд 24)
(традиционный четырехкомпонентный урок), характеризуется наличием различных комбинаций его основных четырех компонентов:
1) подготовка к усвоению новых знаний;
2) усвоение новых знаний, умений;
3) их закрепление и систематизация;
4) применение на практике.
В современной педагогической практике применяется множество нетрадиционных видов урока, (Слайд 25)среди которых можно назвать путешествие, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференцию, заочную экскурсию, КВН, конкурс «Что? Где? Когда?» и др. Все это многообразие видов, по существу, выступает модификациями урока-игры, подготовка и проведение которого предполагает три взаимосвязанных этапа. (Слайд 26)
1. Подготовительный этап включает в себя:
― отбор содержательного материала, который может изучаться с помощью различных игр;
― выбор конкретных типов урока, на которых планируется организация данной игры.
2. Этап разработки игры содержит следующие элементы:
— качественную проработку содержательного материала с целью выделения в нем фрагментов, наиболее соответствующих методике игрового обучения;
— определение степени сложности игры на основе готовности обучающихся включаться в учебно-познавательную деятельность;
— разработку логики игровой познавательной деятельности.
3. Этап реализации игры в учебном процессе представляет собой педагогические действия преподавателя по следующим параметрам:
― вычленить наиболее значимую познавательную проблему изучаемого материала;
― подобрать оптимальный для данного материала вариант дидактической игры;
― сформулировать внеучебные (игровые) цели, вытекающие из характера данной игры;
― заложить учебную задачу, наиболее актуальную для данного материала;
― распределить роли в соответствии с характером игры и содержанием материала;
― организовать коллективную учебно-поисковую и игровую деятельность, ведущую к решению намеченной проблемы;
― скорректировать ход занятия в рамках избранной игровой формы;
― в адекватной для характера данной игры форме подвести итоги достижения игровой и учебной целей занятия.
Проведение урока-игры позволяет решить целый спектр задач:
(Слайд 27)
1) дидактических:
― расширение кругозора;
― формирование познавательного интереса;
― применение ЗУН в практической деятельности;
― формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
― развитие общеучебных умений и навыков;
2) воспитательных:
― воспитание самостоятельности и воли;
― формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
― воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
3) развивающих:
― развитие внимания, памяти, мышления, речи;
― формирование умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
― развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
― углубление мотивации учебной и профессиональной деятельности;
4) социализирующих:
― приобщение к нормам и ценностям общества;
― адаптация к условиям среды;
― приобретение навыков самоконтроля и саморегуляции;
― обучение навыкам поведения в системе многоаспектного межличностного взаимодействия.
Все это позволяет рассматривать урок-игру как действенный фактор совершенствования образовательного процесса.
Заключение
82550123825
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д. Ушинский
В связи с развитием педагогической науки произошло изменение представления учителя о современном уроке
-Ученик - субъект учебной деятельности
-Разнообразие источников знаний: слово учителя; тексты, самостоятельное наблюдение; учебные пособия; интернет-ресурсы; приборы и приспособления
-На передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся
-Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность
-Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной
-Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
Используемая литература:
1.Педагогика нового времени. Современный урок. Под редакцией Т.П.Лакоцениной. – Ростов, «Учитель», 2007. – 208с.
2.М.М. Поташник «Требования к современному уроку». – Москва, Центр педагогического образования, 2007. – 270с.
3.Справочник учителя. – Москва, 2005. – 120с.
4. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь.
Академия. 2001г. С.144.
5.Психология и педагогика: учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.
.
Интернет- ресурсы.
http://nsportal.ru/
government.ruметодкабинет.рф/index.php/fgosnoo.html