Пояснительная записка творческого проекта Мой любимый город


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лицей № 3 ИМЕНИ К. А. МОСКАЛЕНКО
Творческий проект
по технологии
Триптих в технике батик
Мой любимый город
32004016764000
Автор проекта:
Полетавкина Лия Александровна
9-в класс
Руководитель проекта:
Петровская Алена Андреевна
учитель изобразительного искусства
г. Липецк, 2014 г.
Содержание:
I. Введение
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности…………3
2. Определение конкретной задачи и ее формулировка……….4
3. Выявление основных параметров и ограничений…………...4
II. Основная часть.
4. Межпредметные связи в проекте.…………………………….5
5. Исследование традиций, истории …. ……………. …… 6-16
6.Выявление современных тенденций …………………… 17
7. Анализ идей, выбор оптимального результата………… 18
8. Выбор ткани.
Инструменты, приспособления, оборудование………… 19-20
9. Правила безопасности труда…………………………… 21
10.Технологическая последовательность
изготовления изделия…………………………………… 22-25
11.Экологическое обоснование проекта…………………… 26
12.Экономическое обоснование проекта……………………… .26
13.Контроль качества (самооценка)…………………………… .27
Заключение.
14.Список используемой литературы……………………………28
Приложения……………………………………………… 29-30

Глава 1.
Обоснование возникшей проблемы.
Когда меня спрашивают что является твоей Родиной, я отвечаю, что у меня их две: одна- там, где я родилась-Казахстан, другая-та, в которой я сейчас живу- Россия. Обе мне по-своему дороги.
Мы переехали в Липецк несколько лет назад. Нам предстоял период адаптации, который многие проходят очень болезненно: все, что было таким близким и родным осталось где-то очень далеко. Как нас примет новый город, найдем ли новых друзей, справимся ли с ностальгией - все эти вопросы мучали и взрослых, и нас, детей. Невозможно испытывать привязанность или любовь, не узнав хорошо объект этих чувств. И знакомство с городом состоялось!
Трудно передать первые чувства от увиденного. Сразу же меня поразил город своими масштабами, множеством площадей, широкими улицами и активным ритмом жизни. Он оказался таким разным! С одной стороны, это целые микрорайоны с новыми многоэтажками, современной инфраструктурой, огромный завод, с дымящимися трубами. С другой стороны, город, касающийся души, с его маленькими старинными деревянными домиками, памятниками уходящей эпохи и современности, парками, фонтанами и православными храмами. Все это органично вписывается в природу, которая в зависимости от смены времен года еще больше вносит разнообразия в представление о Липецке.
Сложно не очароваться городом! Это знакомство с ним без труда переросло для меня из симпатии в большую дружбу. Теперь Липецк я тоже с уверенностью называю « Мой город»!
65151045466000 Многие люди оставили о нем память, запечатлев его на фото, на картинных полотнах. Я хочу отобразить его облик на ткани при помощи техники батик, которой я занимаюсь в объединении Сокольского Дома творчества, тем более что Липецку исполнилось уже 310 лет!
Настоящим города не сложно восхищаться: он весь у нас перед глазами. А какой он был раньше? Мне очень интересна его история, ведь красоту современного города я могу видеть сейчас, а каким город был раньше остаётся для меня загадкой. Поэтому я решила изобразить старый облик Липецка и тем самым я смогу лучше узнать историю города и познакомить с ней других.

Глава 2.
Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Итак, мне предстоит еще ближе познакомиться с моим городом, чтобы запечатлеть его виды на ткани. Мой триптих, надеюсь, сделает Липецк еще более значимым и близким как для меня , так и для других..
Глава 3.
Выявление основных параметров и ограничений.
Липецк: современный или старинный? Пожалуй, старинный был бы более интересен всем. Каким он был раньше, еще, когда меня не было, да и других моих современников?
Какую часть города отобразить? Желательно центральную, знакомую всем. Например, Петровский спуск. Какой он был раньше? Это любопытно!
А что я знаю об этой части города? Нужно будет отыскать материал!
В какой технике отобразить? Конечно, в батике! Это мое любимое занятие! Работаю в этой технике не первый год, так, что кое- что уже умею, а чего не умею - научусь!
В каком виде представить работу? Пожалуй, триптих будет самый оптимальный вариант. Это и не единичная композиция и не серия работ (ведь это не выставка, а подарок).
Итак, мне предстоит:
Собрать материал о Липецке
Отобрать фотоматериал для будущей работы.
Сделать ряд эскизов композиции, отобрав наиболее подходящие цели моего проекта
Изучить возможности батика, особенности основных его техник, а также его историю
Выяснить особенности технологий холодного и горячего батика для создания триптиха.
Определить насколько финансовозатратна моя идея, и какой потенциальный вред она может нанести окружающей природе и людям
Непосредственная работа по созданию триптиха с поэтапным описанием и фиксированием на фото, учитывая правила ТБ
Оформить работу при помощи рам.


Глава 4.
Межпредметные связи в проекте.

11112560509150024688802261236проект
00проект

15684542799000-- -учебные предметы, знание материала которых, необходимо для написания проекта.
-знания и умения, полученные в процессе написания проекта.
Глава 5.
-18097547053500История Липецка.
Укреплённое славянское поселение на месте современного города существовало ещё до начала монголо-татарского нашествия. Оно располагалось на крутом холме, с севера, юга и запада защищённого неприступными склонами. С более пологой восточной стороны был возведён земляной оборонительный холм, остатки которого сохранились до нынешнего времени. В центре поселения находился княжеский дом, а вокруг жили ремесленники. В летописях Липецк впервые упоминается в 1283—1284 годах, в период битв русичей с монголо-татарскими завоевателями. В 1284 году город был полностью разрушен, и в течении нескольких последующих столетий никаких упоминаний о нём нет. Село Малые Студёнки Липские, находившееся на месте современного города, летописи впервые упоминают в первой половине XVII века.
2829560122301000 1703 год принято считать годом основания Липецка (День города отмечается в 3-е воскресенье июля). Именно тогда по указанию Петра I на реке Липовке, на месте её впадения в реку Воронеж, было начато строительство железоделательных заводов для нужд российского флота и армии, которые во время Северной войны оказали большую поддержку в снабжении. К этому времени заводы стали считаться крупными, и занимали второе место в России по выплавке чугуна.
2647950542099500-99695248729500 Немногим известно, что Липецк — один из первых городских курортов России. Курорт «Липецкие минеральные воды» учрежден в 1805 году и вскоре получил всероссийскую известность. По качеству природных лечебных средства — минеральных вод и железистых грязей — Липецк сравнивали с лучшими европейскими курортами. Благодаря курорту город быстро благоустраивался и имел «более вид какого-то зажиточного германского городка, чем русского уездного города, с идею которого у вас всегда связано понятие грязи, пыли, тесноты и неопрятности». В разное время здесь работали выдающиеся архитекторы — Воронихин, Мельников, Машков. К концу XIX века сложилось общее мнение, что Липецк «принадлежит к числу самых красивых и привлекательных уездных городов Российской империи». Липецкий курорт посещали известные писатели и поэты, музыканты и актеры, революционеры-народники, здесь залечивали раны русские солдаты и офицеры. В летнее время на курорте устраивались великолепные балы, фейерверки и иллюминации, концерты и спектакли. Основание курорта связано с именем Петра Великого. Именно его считают первооткрывателем липецких минеральных источников.
350520-11366500 Здание гостиницы Липецких минеральных вод было построено в 1866 году и в перестроенном виде сохранилось до наших дней. Находится оно напротив Нижнего парка со стороны Петровского спуска. Ранее гостиница была двухэтажной, на первом этаже располагались девять номеров и большой зал ресторана, на втором этаже располагались еще три номера. «Вообще гостиница устроена и меблирована самым лучшим образом и содержится в таком порядке, что по чистоте, удобствам и дешевизне может быть сравнима с заграничными гостиницами» - отзывались современники.
Номера в гостинице снимали в основном люди среднего достатка и холостые. Господа побогаче и приезжающие на курорт с семьями предпочитали снимать дома с садом на улицах Дворянская (Ленина), Гостиная ( Интернациональная) и Продольная (Плеханова). Но и эти категории отдыхающих не могли миновать гостиницы Минеральных вод, так как там находилось квартирное бюро, где собирались все сведения о свободных квартирах и номерах в частных гостиницах, а также выдавались напрокат кровати и постельное белье. В ресторане гостиницы можно было заказать обеды на дом.
В 90-х годах ХIХ века гостиница Минеральных вод перестраивается в «трехэтажное здание в 40 жилых комнат с обширным общим залом в два света», проводится постоянное отопление. С этого времени казенная гостиница действует круглый год. Вне курортного сезона в нижнем этаже гостиницы размещалась амбулаторная лечебница Липецкого отделения Красного Креста. На среднем этаже, в просторном зале с роялем, устраивались танцевальные вечера, концерты, различные развлекательные мероприятия для жителей города. Так, в конце ХIХ-начале ХХ веков казенная гостиница находится в центре культурной жизни Липецка. Здание было снесено в 1974 году.
512445-10795000 А если подняться по лестнице спуска, то попадёшь на Соборную площадь - одну из главных Липецка. Здесь находится Христорождественский собор, памятник Ленину и администрация Липецка.
Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году. В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 г. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
-78105-2476500Древне-Успенская церковь .
«Успенка», как любовно называют эту церковь липчане, — самый древний и самый благодатный храм Липецка! А Древне-Успенским он стал именоваться после постройки в 1839 г. на западной окраине города кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Древне-Успенская церковь находится в самом живописном уголке Липецка — слободе Монастырка, получившей своё название по монастырю, основанному в XVII в. и стоявшему здесь у Живоносного источника, в подножии поросшей дубравой высокой Железной горы.
Древне-Успенская церковь, несмотря на годы лихолетья, сохранила свою первозданную красоту и обладает невероятной притягательной силой. Невозможно пройти мимо, не полюбовавшись небольшой асимметричной, но, вместе с тем, изящной церквушкой, живописно вписавшейся на крутом склоне горы. Посещение этого места просветляет душу так же, как прикосновение к знаменитым святыням Оптиной и Коренной пустынь.
Храм стоит над святым источником, где явилась чудотворная икона Божией Матери, знаменитая многочисленными чудесами исцеления и почитаемая когда-то даже далеко за пределами Липецка. Люди всегда шли к этому источнику, чтобы избавиться от телесных и духовных недугов, обрести душевное равновесие и покой. По преданию, на источнике бывал сам Пётр I. Император, известный как рачительный хозяин, отметил по соседству с монастырем наличие рудных богатств, целебных железистых вод и подходящей для строительства железоделательного завода речушки — Липовки, которые и дали жизнь современному Липецку — крупнейшему металлургическому центру страны и старейшему городскому курорту России.
Древне-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма являются не только асимметричная объёмно-пространственная композиция, но и ориентация его длинной оси по линии северо-восток — юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов от традиционной ориентации — восток-запад. Кроме того, необычно и расположение храма — он построен у самого подножия горы, в укромном месте. Особенность фундаментной кладки Древне-Успенской церкви состоит в том, что фундамент придела выполнен из нетесаных блоков без раствора, насухо, а фундамент апсиды главного престола — из мелких кусков известкового камня, засыпанных без раствора в траншею.
Так как вся нижняя часть кладки придела и трапезной выполнена из крупных известняковых блоков, а верхняя — из большемерного кирпича, всё это породило множество легенд и преданий о более древнем возрасте храма. Одна из легенд гласит, будто нижняя бутовая часть кладки сохранилась от храма периода домонгольской Руси, разрушенного татарами и восстановленного в XVII в.
История возникновения батика.
4826013525500 Сложно сказать, кто, когда и где догадался наносить рисунок на ткань при помощи резервирующих веществ, то есть веществ, препятствующих проникновению краски в ткань. Роль таких веществ в разное время в разных регионах выполняли составы на основе пчелиного воска, различных смол, муки, белой глины, рисовой пасты. Первые рассказы о способе окрашивания при помощи резервов мы находим у Плиния Старшего. Вот как он описывает эту технику: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Но ещё раньше этот способ был известен в Перу, Шумере, Африке. Как правило это были двухцветные ткани, где узор был цвета неокрашенной ткани, а фон цветным.
-781051978025003236595197802500Более сложный вид росписи развился в Индонезии. Существует две версии появления батика в Индонезии. По одной из них техника батика была завезена в 6-7 вв. из Индии. По другой же версии - это местная культура. Вероятнее же всего искусство батика зародилось из подражания индийской набойке, бывшей предметом экспорта на Яву и Суматру. Так или иначе, но именно индонезийские мастера, а точнее мастерицы, так как батик издревле считался женским делом, довели давно известную технику до совершенства. Сначала узор наносился при помощи бамбуковой палочки и расплавленного воска. Позже палочку сменил изобретенный на о. Ява инструмент — чантинг. Он позволял более тонко прорисовывать линии, точки, завитки. Ткань погружалась в красильный чан до 10 раз, позволяя получить богатые оттенки цвета.
Нанесение воска при помощи чантинг.
В 19 веке индонезийцы начинают использовать штампы при изготовлении батика. С одной стороны это упростило работу, с другой — сделало её более тяжелой физически, поэтому набивной батик — мужское дело.
3776980104140003219451778000
Медный штамп для батика. Нанесение воска на ткань при помощи штампа.
В Индии техника батика не получила широкого распространения, её затмила знаменитая индийская набойка. Но существовало 2 техники, которые также относят к батику. Это бандхана и лахерия. Техника бандхана иначе называется узелковый батик. Ткань завязывается узелками и окрашивается при помощи кистей или погружением в красильный чан. После высыхания ткань развязывают и разглаживают. Узор получается составленным из хаотично расположенных светлых пятнышек или звездочек. Техника лахерия похожа на бандхану, но ткань при окрашивании свивается жгутом и перевязывается в тех местах, где должен остаться непрокрас.
Известен был батик и в Китае. Он назывался лацзы — узоры воском. Но если в Индии, Индонезии и других странах батик выполняли на хлопке, то китайцы использовали шёлк. На ткань наносились узоры расплавленным воском, и после ткань погружалась в бак с красителем. Циклов окрашивания было не больше 4х, а как правило 2-3.
-59055176847500 В Японию батик попал из Индии или Китая и получил название рокэти. Эта техника использовалась для росписи ширм и одежды. Также известна была восковая набойка - суримон, а с 17 века техника юдзен, при которой вместо воска использовалась рисовая паста. Использовалась и трафаретная техника — тюгата-дзюме. А также техника цуцугаки, когда узор наносился при помощи крахмала и трубки (цуцы) из японской бумаги или толстой хлопчато -бумажной материи. Кроме того, японцы изобрели технику шибори (сибори), когда ткань складывается подобно оригами и окрашивается в сложенном виде. В результате получается ткань декорированная линиями, квадратами, треугольниками и другими геометрическими фигурами, в зависимости от способа сложения.
Фрагменты японских кимоно, расписанных в технике суримон и цуцугаки.
В Европу техника батика попала вместе с голландскими мореплавателями в конце 18 века. С середины 19 века в Европе начинается процесс индустриализации и механизации ручного труда, но вместе с тем просыпается интерес к ремеслам и неевропейским культурам. К началу 20 века батик становится очень популярным среди художников. Появляется техника холодного батика, как более простой аналог традиционной техники горячего батика.
Русский батик.
В Древней Руси существовал способ окрашивания очень похожий на яванский батик. Назывался он кубовая набойка или выбойка. Как и обычная набойка он был завезен на Русь в 12 веке с купцами из Индии и получил широкое развитие.
Заключался он в следующем. На резную доску с узором, так называемую «манеру» наносился специальный состав на основе белой глины - вапа, и такой доской пропечатывалась вся ткань. После высыхания вапы ткань погружалась в бак с красителем — куб. Как правило, ткань окрашивалась в индиго от светло-голубого до сине-фиолетового, поэтому мастера-красильщики назывались также синильщиками, а избы-мастерские — синильнями. После окрашивания вапа удалялась с ткани при помощи слабого раствора серной кислоты.

Резные доски для нанесения вапы - манеры.
В конце 19 века ремесленое окрашивание тканей резко сократилось из-за развития мануфактурной промышленности. Когда в 20-30 годах 20 века в Советской России стал развиваться батик, он уже никак не был связан с древнерусскими традициями. Русские мастера перенимали европейский опыт и европейскую технику холодного батика. Сначала отдельные художники пробовали себя в этом виде искусства. Батиком увлекались Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, А.Г.Тышлер, В.А.Щуко. Позже начали создаваться артели, занимающиеся росписью косынок, платков, шалей, шарфов на революционную и народную тематику.
 
Техники батика.
Горячий батик .358902065024000Слово «горячий» в названии традиционной методики батика использовано не просто так – ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск (парафин, стеарин или их смесь).
Резервирующий состав наносится на ткань оригинальным инструментом, который называется чантинг. Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента.
Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности – ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку. Резерв может наноситься на всю плоскость, на фон, на контуры рисунка. Затем выполняется окрашивание ткани при помощи кисти, распылителя или поролоновых тампонов. Окрашивание может быть поверхностным, но чаще всего батик полностью погружается в краску. Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! После окрашивания резерв необходимо удалить. Для этого ткань комкают, чтобы засохший парафин начал осыпаться, а его остатки удаляют, проглаживая батик через газету. Результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.
7429519850100037661859207500Холодный батик – это суррогатное изобретение европейских мастеров. Появление в Европе восточных тканей привело к увлечению ручной росписью тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной вид росписи: холодный резерв и другие приемы окрашивания. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва – изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются в готовом виде и уже готовы к применению. Технику холодного батика применяют в основном на шелке или шифоне, хотя возможно использовать и другие ткани. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого расписывают изделие. Краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. Наличие обязательного цветного контура придает рисунку графический характер.
Солевой эффект
-787409207500Необычные эффекты батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). Окрашенную ткань сразу же посыпают солью и дают высохнуть, после чего соль просто стряхивают. В зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются причудливые, порой даже неожиданные, эффекты вплоть до полного выбеливания отдельных участков.
Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате окраска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные в зависимости от влажности, состава краски и особенностей самой соли. Результат зависит, в частности, от зернистости соли, то есть величины ее кристаллов. Предугадать итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделаете для себя.
252920530861000Техника сибори.
Технику сибори еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства – оригами, складыванием бумаги. Существует бесконечное количество способов заматывания, сложения, складывания, сжатия, оборачивания ткани для сибори, и каждый дает неповторимый результат. В технике араси сибори ткань заворачивается вокруг палки или цилиндрического предмета, и тогда узоры на ней будут располагаться по диагонали. Техника кумо сибари предполагает скручивание и обвязывание неокрашенной части ткани вокруг круглого предмета – камня или гальки. После окраски получается округлая конструкция, напоминающая паука. При итаджими сибори ткань окрашивают в форме. Ее складывают гармошкой и помещают между двумя деревянными брусками, или другими плоскими предметами, и связывают в нескольких местах веревкой. В зависимости от складывания тканей и расположения стяжек узор бесконечно варьируется.
42557708699500Техника узелкового батика – бандан – была известна еще в древние времена в странах Востока. Применение этой техники предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков (беспорядочно или с соблюдением некоего рисунка), поэтому эту технику называют также узелковой.
Здесь фантазия не ограничивается, узелки можно вязать где угодно и как угодно, подкладывая под ткань можно пуговицы, бусинки, шарики, камешки. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому что перевязанный нитками, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов – техника «планги» – был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». Для выполнения узелкового батика самой удобной является тонкая хлопчатобумажная ткань, возможно использование вискозы и шелка.
396049549593500Техника свободной росписи близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы, роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.
Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Последний используется только в том случае, если надо провести границу между цветами.
Свободная акварельная роспись по сухой ткани основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Краска наносится кисточкой, валиком через трафарет или при помощи штампов. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (распылитель). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются тонкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения.
Глава 6.
Выявление современных тенденций.
Техника рисования на ткани, роспись ткани, как вид декоративно-прикладного творчества имеет многовековую историю. И за последнее десятилетие интерес к этому виду творчества значительно возрос как в России, так и за рубежом. Ткань является прекрасной основой для нанесения красочного слоя. Кроме этого, к ткани можно приклеить любые декоративные элементы. Это свойство ткани, как основы для реализации творческих замыслов художников по ткани широко используется. Возникают новые направления при создании декоративных панно в технике батик.
139532025 Батик и флористика. Флористика, а именно прессованная флористика или Ошибана - древний вид творчества Японии. Способ использования засушенных цветов, растений при создании панно, коллажей хорошо известен и в нашей стране. Применение батика, как изобразительной основы для флористического материала даёт очень интересные результаты. Расширяется возможности использования цвета, фактуры при выполнении работы. Панно, выполненные в технике батик и флористика красивы и своеобразны, имеют мягкие, лёгкие цветовые переходы, благодаря использованию натуральных и естественных природных форм.
2496820106045 Батик с использование страз Сваровски. Кристаллы Сваровски широко применяются и в ювелирной промышленности и для украшения. Стразами Сваровски декорируются различные предметы декоративно-прикладного творчества и в том числе панно в технике батик. Стразы имеют клеевую основу, поэтому их не сложно приклеить к ткани
В батике стразы используются как для украшения работы, так и для придания большей художественной выразительности. Блеск белых страз ассоциируется с блеском капелек росы, воды, звёзд на небе. Все эти свойства, как белых, так и цветных кристаллов Сваровски прекрасно вписываются в реализацию творческих замыслов художников по ткани и дают возможность широкого использования при работе с обучающимися в кружках декоративно-прикладного творчества.
33889956413500Гризайль в батике. Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид монохромной живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего серого или сепии, а так же техника создания нарисованных барельефов, и других архитектурных или скульптурных элементов.Очень интересно и необычно смотрится гризайль на  шарфах и платках, расписанных в технике батик
Глава 7.
Анализ идей, выбор оптимального результата.
Итак, мне предстоит :
- выбрать архитектурные объекты, познакомившись с их историческим прошлым,
-определиться с окончательным вариантом подачи батика,
-выбрать наиболее подходящую для работы технику батика
-продумать композиционное решение и общий колорит работ
Выбор архитектурных объектов. Когда начинаешь отбирать архитектурные объекты, понимаешь, что каждый их них достоин того, чтобы его увековечили , у каждого своя интересная история .Поэтому, окунувшись в захватывающий мир истории города , мне было очень не легко остановиться на отдельных его видах. Я решила обратиться к центру Липецка , как административному, так и христианскому , его «голове» и « сердцу. Это, прежде всего Христо-рождественский собор , который биением своих колоколов заставляет биться в такт сердца своих сограждан, пробуждая их дух, собирает на христианские службы и праздники. Неподалеку от Соборной площади, как бы прячась от людских глаз, располагается старейший памятник 17 века- Древне-Успенская церковь . А на Петровском спуске мое внимание привлекло здание, которое в настоящее время можно увидеть только на старых фотографиях-здание гостиницы Липецких минеральных вод. Все эти архитектурные постройки интересны не только своим историческим прошлым, но и архитектурными особенностями. Поэтому мне их будет интересно воссоздавать на ткани.
Определение с формой подачи батика. Чтобы передать несколько архитектурных памятников в технике батик, я думаю, логичней было бы создать не отдельные композиции, а объединить их в триптих. Триптих (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) — произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей. Размер картин пусть будет ориентирован на стены комнат среднего размера, например, 50x50, 25x50 см.(2 шт.)
Выбор техники батика. При всем многообразии техник батика, триптих нужно выдержать в одном стиле и выбрать наиболее подходящую для моей темы технику. Поскольку я хочу посвятить триптих исторически значимым архитектурным сооружениям города мне лучше использовать технику холодного батика, поскольку она предназначена для изображения конкретных объектов с четкими границами. А техника свободного и горячего батика предназначены для изображения более абстрактных объектов. Не исключено, что для большего эффекта я буду использовать соль .
Композиционное решение и общий колорит. Композиционное решение работы будет зависеть от идеи отобразить старый Липецк. Т.к. осуществить это я смогу при помощи старых фотографий, я решила использовать нестандартный прием изображения при помощи паспарту в виде оборванных краев бумаги для создания ассоциации со старыми фото. А колорит картин также будет соответствовать идее черно-белых фотографий, к которым слегка добавлен охристо-коричневатый цвет . В целом работа должна напоминать гризайль.
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета.
Глава 8.
Выбор ткани.
Инструменты, приспособления, оборудование.
-209553556000Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он, конечно, 3376930147383500уступает импортным красителям, но для начинающих это  замечательный вариант.Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета. Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика. Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же  помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:
Широкая беличья кисть;
Веерная кисть;
Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
Кисть из полиамидов – международный номер 4;
Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.
Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.
Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.
Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.
Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.
304673018923000Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.
Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.
Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.
Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.
Глава 8.
Техника безопасности при создании батика.
385445013462000
1. Осторожно обращаться с красителями и резервом 2. Регулярно проветривать помещение 3. При попадании краски на кожаные покровы промыть водой.
При работе с трубочкой для резерва.
1.Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5-2 см).
2. В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.
3.Очистка трубочки после окончания работы
4. После окончания работы из стеклянной трубочки выдуйте резерв с помощью спринцовки в емкость для его хранения.
4389120287655005. После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью спринцовки, последовательно втягивая и выдувая жидкость.
6. Аккуратно обращаться со стеклянной трубочкой ,чтобы не разбить и не пораниться
478155027368500      Правила технике безопасности с колющими и режущими инструментами.
1.     Иглы и булавки держать в игольнице, не вкладывать в одежду, стол и другие предметы;
2.     Не шить ржавой иглой;
3.     Сломанную иглу не бросать;
4.     Ножницы класть справа (лезвия у них должны быть сомкнуты) кольцами к себе; не класть на край стола;
425577016256000
        Правила техники безопасности при работе с утюгом
1.     Перед работой необходимо проверить исправность шнура;
2. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки;
3. Ставить утюг на специальную подставку;
4. Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура, чтобы шнур не перекручивался во время работы;
5. По окончанию выключать утюг.
Глава 9.
Технологическая последовательность изготовления изделия.
106489515049500464121512827000-51625515430500
№ Иллюстрация к этапу Выполняемые действия
1

Работа над эскизами:
Распечатка на принтере эскизов, в качестве которых взяты фото.
Увеличение размера эскиза до размера, запланированного для проекта.
2

Подготовка рам к работе:
Деревянные рамы выполнены на заказ.
Окрашивание акриловой краской .Натягивание ткани на рамы. Фиксация ее клеем « Момент» с тыльной стороны рамы.
3 Всю ткань пропитываю соляным раствором, чтобы в дальнейшем краска не сильно растекалась и впитывалась в ткань.
4 Прикрепляю эскиз булавками с тыльной стороны работы, оставляя по краям место для паспарту.
5 Обвожу основные детали эскиза карандашом.
6 Обвожу резервом край паспарту и высушиваю его.
7 227965762000 Закрашиваю фон внутренних четырёхугольников так, чтобы краска бледнела к центру. Дожидаюсь её высыхания.
8 228600381000 Провожу контуром по намеченным карандашом линиям. И высушиваю их.
9 -1968534734500 Подбираю необходимый цвет для паспарту и накладываю его с небольшой тоновой растяжкой .10 Роспись происходит поэтапно, начиная с крупных деталей. Предварительно смачиваю кистью участок работы и «по-мокрому" наношу краску широкой кистью. Для выявления объема зданий нанесение цвета происходит послойно, не дожидаясь высыхания краски.
1114425587502000
11 Изображение деревьев.
Предварительно наношу резерв , который не дает растечься краске и крону дерева оформляю им. Роспись делаю также в технике «по-мокрому» , как и здания. И, пока не высохнет, посыпаю солью. В данном случае использую мелкую соль « Экстра». Для сушки работы фен не использую, чтобы не сдуть соль.
11 10795014287500 В заключительной фазе работы прорисовка черным контуром, без которого все объекты смотрятся, блекло и невыразительно. Т.к. работа демонстрируется на рамах, необходимости в ее закреплении специальными растворами нет.
.
Глава 11.
Экологическое обоснование проекта.
26936707747000        Технология  батика  не оказывает  отрицательного воздействия   на  окружающую  среду. При  изготовлении    изделия     были    использованы   экологически  чистые  материалы.
Технология    выполнения   батика     не оказывает отрицательного   влияния на  здоровье человека. Роспись по ткани имеет малое количество отходов.
Для изготовления росписи используются экологически чистые
материалы (ткань, рама, краски).
Техника батика не представляет особой сложности  в   выполнении,    но      требует       внимательности  и      аккуратности. Вреда своему здоровью во время изготовления картины я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы. Рабочее место я содержала в чистоте.
Глава 11.
Экономическое обоснование проекта.
№ Используемый материал Цена(руб.) Расход Стоимость( руб.)
1 Ткань 500 0.60x 1.20м. 25
2 Красители (набор) 300 1/10 часть 30
3 Рамки 300,200 3 шт. 700
4 Кисти 130,60 2 шт. 190
5 Контур 80 1/10 8
6 Соль «Экстра» 30 1/10 3
7 Резерв 60 1/10 6
ИТОГО: 962 (РУБ.)
Глава 12.
Контроль качества.
Полетавкина Лия (автор проекта). Самооценка.
-19051270004455795310642000Я не первый год занимаюсь батиком в МБОУ ДОД ЦДТ «Сокол» под руководством Тимофеевой Л.А. Поэтому, мне захотелось взяться за проект именно в этой технике. Не смотря на то, что со многими видами батика я была уже знакома, в процессе работы над проектом я узнала много нового об истории батика и его новых техниках. Я впервые работала с фотографиями в качестве эскиза, которые мне следовало преобразить в живопись по ткани. Работа над проектом доставила мне большое удовольствие, помогла мне соприкоснуться с историей Липецка. Я много открыла для себя нового и по-настоящему полюбила город. Теперь я смело могу сказать: «Липецк - мой любимый город»! Мне кажется, свое отношение к нему я смогла отобразить в батике. Судить Вам!
Тимофеева Л.А.-руководитель объединения.
Меня очень заинтересовал выбор Лией темы ее проекта. Хочется отметить Лиину целеустремленность и любознательность. Она проделала немало работы в поиске информации об архитектурных достопримечательностях нашего города. На основе старых фото она смогла отобразить в триптихе веяние времени, прошлого Липецка. Работа выдержана в теплых тонах, очень гармонично сочетаются между собой композиции. Все сделано на достаточно высоком уровне и искренне, с «душой»
Петровская А.А.-руководитель проекта.
-1905254000Лия ответственно подошла к работе над проектом. Тема ее работы очень актуальна: Липецку-310 лет! Прекрасно когда молодое поколение остается не равнодушно к таким событиям, когда оно интересуется историей своей страны, города. Тем более, когда имеет желание, используя свои способности, выразить свои чувства и поделиться ими с другими. Я думаю, триптих « Мой любимый город» оставит свой след в сердцах многих, кто его увидит и пробудит в сердцах те же чувства, которые были у автора. Я считаю, что Лия достойно справилась с задачами, поставленными перед работой над проектом, научилась пользоваться информацией, систематизировать ее, планировать свою работу и выполнять ее в срок. Будем надеяться, что желание и дальше заниматься проектной деятельностью ее не оставит!

Список используемой литературы.
424624535496500
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.
Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.
Давыдова Ю. Роспись по шёлку.
Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
Липецк: золотые страницы истории/ Составитель А.С. Нарциссов-Липецк,2012
Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.
-3048061087000Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.

1.http://lipeckmen.ru/index/po_staromu_lipecku/0- 4 история Липецка
2. http://kseniaefimova.ru/index.php?module=articles&article_id=2 история батика
3. http://artbatik.ru/demo.html
4. http://www.sywenir.narod.ru/Batik_histori_1.htm
5. http://batikarts.ru/history/
6..http://festival.1september.ru/articles/591112/- техники батика
7.http://www.best-baget.ru/batik/86-the-creation-of-batik
8. http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/solevaya.html 9. http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html 10. http://tkaniani.ru/painting_technology/
11..http://vse-hobby.ru/batik/bezopastnost.htm- ТБ
Приложение.
Липецк. Прошлое и настоящее.
-6604028638500
Вид с соборной горы
-130048034290000
Древне-Успенская церковь и часовня над святым источником. Фото 1883г.
-6794517843500
Петровский пруд Нижнего Липского железоделательного завода, построенного в 1707-1711гг. Вид на Монастырскую слободу и Древне-Успенскую церковь (16-17 в.), на ул. Дворянскую и Верхний парк.
-85661520002500
Арка. Дорога под аркой вправо уходила на Петровский спуск, а влево на Дворянскую улицу (ныне - Ленина).
-87630381000
0190500Петровский спуск.
2000258763000
59817020764500

3465195404495004572040449500 Христорождественский собор
Древне-Успенская церковь