Внеклассное мероприятие Путешествие по родному краю.


Внеклассное мероприятие
« Путешествие по родному краю».
Цель: Способствовать углубленному изучению родного края, его природы, истории, культуры, экономики.
Задачи: Образовательные : побудить к действию, стимулировать интерес к работе, способствовать формированию знаний о родном крае;
Развивающие: срособствовать развитию и совершенствованию мыслительной деятельности , познавательного интереса учащихся, воображения и абстрактного мышления;
Воспитательные: прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства через ознакомление с окружающим миром.
Звучит музыка кюй…
На фоне музыки читается стих.
Қазақстан дейтін менің бар елім.
Жатыр алып жарты дүние элемін!
Бул даланы көріп алғаш қуанғам,
Бул далада өскен жанда жоқ арман І
О, Казахстан! О, Родина, моя!
Смотрю на степи и не вижу их конца,
Любуюсь я красотами природы
И нет на Родине моей плохой погоды.
О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты Родина моя!
Песня о Казахстане Скляр Ангелина.
Қайырлы қүн? Қымбатты конақтар,ұстаздар мен оқушылар!Добрый день, уважаемые учителя и ученики! Мы рады приветствовать вас и приглашаем в увлекательное путешествие по родному краю « Прибалхашье –край загадок».
Чтобы начать наше путешествие , я представляю наших участников : методист ГорОО Айнабекова К.К., учителя географии школ города, мои коллеги, учащиеся 8-9 классов - команда « Сунқар» и команда « Күншуақ» школьные краеведы -Скляр Ангелина, Дубирбекова Айгерим, Султанова Анастасия,Кирей Владислав.
Представление команд. /Эмблема, Девиз или кредо /.
Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою улицу, свой город ,всю нашу огромную Республику Казахстан.
Ребята, сейчас мы проверим, что вы знаете о нашей республике. Проведем конкурс - разминку и проверим ваши знания о нашей стране.
1.Разминка.
Каждой команде дается по 9 вопросов:
1.Состязание акынов? /Айтыс /
2.Национальная валюта? / Тенге /.
3.Первый летчик – космонавт Республики Казахстан? / Т. Аубакиров/.
4.Герой юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок? / Алдар Косе/.
5.Национальное жилище казахов? / Юрта /
6.Священная книга мусульман? / Коран/
7.Национальный напиток? / Кумыс /
8.Национальные спортивные игры? /Байга, кокпар /
9.День конституции Республики Казахстан? / 30 августа /
10.Вереница верблюдов? / Караван /
11.Праздник единства Республики Казахстан? / 1 мая /
12.Казахская баба-яга.? / Жалмауз-кемпир /
13.Самая длинная река Казахстана? /Иртыш 4248 км /
14.Что символизирует шынырак? / Шынырак –сердце герба. Этот очаг, семья /
15.Где был найден золотой человек? / Иссыкульский курган /
16.Город-центр по изучению космоса? / Байконур /
17. Казахский воин – герой? / Батыр /
18. Моря на территории Казахстана? / Каспийское, Аральское /
ИТОГ.
2.Конкурс – игра.
А сейчас поиграем в казахскую народную игру. « Ушты- ушты» / Летит – летит/.
Если у тебя развита реакция. Если ты умеешь быть внимательным, то в этой игре победа тебе обеспечена. Я произношу название той или иной птицы, а выбранный вами ведущий , прибавляя « ушты-ушты» и одновременно машет руками. Все играющие повторяют его движения. / Один раз, другой…Но вдруг водящий произносит, к примеру « корова». / Кто ошибся, тот выполняет « шутливое наказание» / можно озвучить этого животного/.
1 команде: орел, воробей, ворона, муфлон, жаворонок.
2 команде: лебедь, утка, сокол, варан, ласточка.
Жюри оценивает синхронность, точность задания. ИТОГ.
3. « Слепой картограф».
Каждой команде выдается набор изображений животных и растений и он должен расставить их на карте Казахстана.
Первой команде.
Саксаул, цитварная полынь, дуб и липа, сосна, типчак.
Барс, дрофа, марал, сайгак, джейран.
Второй команде.
Ель, ковыль, береза и осина, чий, костяника. Косули, орел, тугайный олень, кулан, агама. ИТОГ.
4. Конкурс « Что лишнее?»
На интерактивной доске удалять ручкой каждой команде по очереди.
1.Или, Каратау, Лепсы, Урал, Аягоз.
2.Аксоран, Белуха, Чингизтау, Музтау, Хан-Тенгри.
3.Каракумы, Мойынкумы, Общий С ырт, Таукумы,
4.Уголь, нефть, газ, золото, фосфориты.
5.Караганда,Кокшетау, Астана, Уральск, Актобе.
6.Плато, низменность, мелкосопочник, впадина. ИТОГ.
Большинство людей не знают, что есть наука топонимика, им все равно, как, когда и почему возникло, то или иное географическое название и зачем его нужно изучать. Географические названия постоянно служат человеку, удовлетворяют его культурные и экономические потребности.
Топонимы служат богатой и разнообразной научной информацией.
Слово школьному краеведу Скляр Ангелине.
Слайд-фильм о топонимике.
Наши ребята хорошо знают компьютер и значимость интернета. Задание - найти в интернете значение терминов . / на время, 5 минут /.
Работа с интернетом. Сайт « Многозначные термины» 1963 Сергеев И.В.- Тайны…
5.Конкурс «Знатоки». Найти информацию о следующих географических объектах.
1 команде: Денгиз, Дарья, « Кол», «Нур» или «Нор».
2 команде: « Сор», « Нура», « Су», « Шор».
ИТОГ.
« Помни! Без прошлого нет будущего!».75 лет назад 11 апреля 1937 года Постановлением Президиума ЦИК Казахской ССР поселок Прибалхашстрой преобразован в город Балхаш.
А начиналось это так…
Великий степной мыслитель Асан – қайғы (Асан – страдалец), искатель рая на Земле для своего народа, посетив северный берег Балхаша, оценил эту местность непригодной для существования людей.
Мертвая пустыня. Бетпак- Дала в переводе с казахского – Голодная степь. Так она неласкова была прозвана у казахов- кочевников.
Дорогу сюда, как в сказке, преграждают верные слуги пустыни: лютые зимние ветры валят с ног, летом – знойные суховеи бросают в лицо клубы пыли, отравляя существование.Не любили здесь надолго задерживаться люди. Изредка забредет сюда, бывало, кочевник, да и тот спешит скорее вон из негостеприимного края.
Исполнилось бы это мрачное пророчество.Но в пустыню пришли отважные люди. Они проникли в тайну клада природных богатств Прибалхашья и заставили это богатство служить человеку, возвели корпуса мирового медного гиганта и построили город-сказку .
С историей города Балхаш нас познакомит Дубирбекова Айгерим.
А знаете ли вы историю нашего города ?
6 Конкурс. История города.
Работа на актив-vote1.Дата рождения города Балхаш? / 11 апреля 1937 г./
А). 30 августа 1956г.
Б). 1 ноября 1936 г.
В). 11 апреля 1937 г.
2.Дата рождения нашей школы? / 30 августа 1966 г./
А). 1 сентября 1950 г.
Б). 30 августа 1966 г.
В). 5 августа 1970 г.
3.Дата рождения Балхашского комбината / 24 ноября 1938 г./
А). 1 ноября 1932 г.
Б). 25 августа 1934 г.
В). 24 ноября 1938 г.
4.Ученый – геолог, открывший месторождение в Прибалхашье. ? /М.П. Русаков
А). М.П.Русаков
Б). К.И.Сатпаев В). А.Н.Краснов5.Месторождение медных руд к востоку от Балхаша . /Саяк /
А). Саяк
Б). Конырат В). Жезды40 лет 22 декабря 1971 года на Балхашский комбинат поступила руда из Саяка./Это дополнение после ответа/.
6.Первый начальник « Прибалхашстроя», возглавивший строительство комбината? /В.И.Иванов/
А).И.И.Перцев
Б). В.И.Иванов
В). А.И.Самохвалов
7. Первый многоэтажный дом был построен в … /12 января 1936 г. /
А). 2 марта 1940 г.
Б). 12 января 1936 г.
В). 12 апреля 1935 г.
8. Когда была построена первая школа в Балхаше? /1932 г./
А). 1932 г.
Б). 1940 г.
В). 1935 г.
9.Когда прибыл первый отряд строителей в бухту Бертыс ? / 1930 г./
А). 1925 г.
Б). 1936 г.
В).1930 г.
10 Главный инженер, директор рудника 1936-1939 г. В этом году отмечали 100 лет со дня рождения. /Д.А.Кунаев/
А). Д.А. Кунаев Б). Н. В. Матвиенко
В). П.П. Матюшин
Свою творческую работу нам представит Султанова Анастасия
« Путешествие по родному краю».
7/Памятники нашего города. /Домашнее задание /
Слайд-фильм.
1.Дворец Металлургов
2.Памятник погибшим балхашцам.
3.Первый паровоз.
4.Памятник первостриотелям города.
5.Памятник « Танк».
6.Памятник М.Хамзину.
7.Памятник В.Хоружей.
8.Памятник Агыбаю Батыру.
9.Памятник М.П.Русакову.
10.Памятник « Самолет».
8.Конкурс « Улицы нашего города».
Вывести карту города и отмечать флажками улицы, назвать в честь кого названы. / 5 улиц каждой команде /.
9. Ораторское искусство. « Город Балхаш - город туризма».
10.Конкурс капитанов Конкурс капитанов мы проведем в необычной форме, используя народные игры.
Игра « Ақ сандық пен қоқ сандық / белый сундук и синий сундук ».
Два « батыра» становятся к друг другу спиной и цепляются руками.Затем по сигналу, преодолевая отчаянное сопротивление противника, стараются все - таки перетянуть его к себе на спину! Да не забыть при этом приговаривать: « Ақ садық; па?» или « Қоқ; сандық; па?»
Настоящему батыру , конечно же, удается это сделать, и он не должен отпускать проигравшего, до тех пор, пока тот не прнизнает своего поражения: «Ақ; сандық; утты» / « Синий сундук победил!» или наоборот.
ОБЩИЙ ИТОГ.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа. Рассказывают, что давным-давно, когда было еще совсем мало людей на свете - жил старец, который приручил диких лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него 3 сына. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал: « Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство. Удивившись, сыновья, не ослышались мы, родитель наш, а верно ли мы поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Отец ответил: « Четвертую часть скота я оставляю гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию и нужде явиться в наше жилище, найдут у вас приют, ласку и обильное угощение. Миновали века и многое изменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство.
Гостеприимство - отличительная национальная черта казахского народа. С ним связано множество легенд, ритуалов, обрядов, обычаев. С одним из них мы познакомимся.
Усталых путников угощали душистым и желтым, как луна , чаем. Пить его нужно было не спеша. Мы тоже побываем в гостях у кочевника и узнаем древнюю традицию. / Музыка / Раздается чай в пиалах.
Итак, будьте внимательны и запоминайте!
Первый глоток увлажняет губы, второй заставляет забыть одиночество, третий исследует внутренность, четвертый отодвигает горе. После пятого ты готов поспорить с богатырем - витало над достарханом древнее изречение, все улыбались и пили чай и чувствовали себя настоящими богатырями.
Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты - колыбель великого народа.
Всю красоту и мудрость передай,
И сохрани для будущего рода.
Поздравляю всех с наступающим праздником Наурыз, 75-летним юбилеем родного города!
У казахов есть хороший обычай: любое хорошее событие сопровождается «Шашу». Так пожелаем всем : « Денсаулык зор болсын, бакыт болсын, достык болсын». Счастья, успехов, здоровья. Зажечь фейерверк.


Внеклассное мероприятие
по географии
« ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
учитель географии СШ № 17
им. В.В. Маяковского
СМИРНОВА Н.Н.
?????? 2 вариант Каждой команде дается по 5 вопросов.
!!! На компьютере карта. Нанести данные объекты.
1 команде.
1.Самая высокая точка территории Казахстана? / Хан-Тенгри/
2.Пески Прибалхашской равнины. / Сарыесик-Атырау/
3.Равнина на севере Казахстана. / Северо-Казахская /
4.Река, впадающая в Каспийское море. / Урал /
5.Какими полезными ископаемыми богат хребет Каратау? / Фосфоритами/
6.Высшая точка Сарыарки / гора Аксоран /.
7.Река, вытекающая из озера Жайсан ? / Иртыш/

2 команде.
1.Самая низкая точка Казахстана ? / Впадина Карагие /
2.Пески на юге Казахстана. / Кызылкумы /
3.Равнина на юге Казахстана. /Туранская /
4.Река, впадающая в озеро Балхаш. /Или /
5.Какими полезными ископаемыми богат Алтай? / Полиметаллическими рудами/.
6.Высшая точка Заилийского Алатау / пик Талгар /
7.Река, впадающая в озеро Жайсан. //Иртыш /

Вопросы болельщикам
.Назови путешественника, исследователя
1. Казахский просветитель- демократ, автор работы «Путешествие в Кашгарию» / Ш. Уалиханов/
2.Автор « Чертежной книги» / С.Ремезов/
3.Ученый, исследовавший побережье озера Балхаш / Л.С.Берг /
4.Выдающий ученый-геолог Казахстана / К. Сатпаев /
1.Русский ученый, совершивший несколько экспедиций в Тянь-Шань
/ П.П.Семенов /
2.Автор « Словаря тюрских наречий» / М.Кашгари /
3.Автор монографии « Аральское море»? / Л.С.Берг /
4.Ученый- геолог, открывший месторождение Конырат. /М.П.Русаков /