Практика работы учителей начальной школы по применению образовательных технологий в современных условиях


Ирина Сергеевна ШляговаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Новоалтайск
Практика работы учителей начальной школы по применению образовательных технологий в современных условиях
Каждый педагог в процессе педагогической деятельности ставит перед собой задачи. Я считаю, что главными задачами начального общего образования могут являться: развитие личности школьника и его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учится; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного отношения к себе и окружающим. Исходя из этих задач, мне, как современному учителю, нужно в большей степени, развивать познавательные и творческие возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Урок должен быть запоминающимся, эмоциональным, ярким, а главное — результативным. Только тогда те знания, которые учитель передаёт детям, могут надолго запомниться. Для этого учитель может сочетать традиционные методы обучения с современными образовательными технологиями. Подобных технологий много, на мой взгляд, наиболее приемлемыми являются: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, личностно - ориентированные, исследовательская деятельность, метод проектов.
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Метод проектов – это деятельность учителя и ребёнка, направленная на поиск решения проблемных вопросов. Реализовывая проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы. Исходя из своего опыта, могу сказать, что проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это в свою очередь, оказывает благотворное влияние на укрепление семьи и школы.
Проекты — выражение учащимися собственных идей, мыслей в творческой форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями.
Изучая тему по окружающему миру «Рост и развитие растений», у ребят появилось огромное желание выяснить, что надо сделать, чтобы пока еще «мифический» процесс воплотить в реальное явление природы, то есть превратить маленькое семечко во взрослое и самостоятельное растение. Так появился проект под названием «Опыт с фасолью. Проращивание». Для того чтобы начать работу над проектом детьми была поставлена цель — рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян фасоли. И задачи — исследовать влияние температуры, влажности, питательных веществ на прорастание семян; провести наблюдение, эксперимент по теме: «Проращивание семян». Ребята подготовила план, по которому будет произведено исследование: изучили литературу по теме, использовали компьютер для получения дополнительной информации, изучили понятие «семена». Далее был проведен эксперимент и фиксирование результатов.
Исследовательская работа реализовывалась в два этапа: теоретический и практический. В теоретической части ребятами было произведено изучение вопросов проращивания семян. В практической части использовали опытно-экспериментальный метод исследования, по результатам которого ими были сделаны соответствующие выводы.
Наблюдения за развитием проростков мы проводили в условиях классной комнаты. Свои исследования учащиеся заносили в журнал наблюдения. В своей работе учащиеся использовали следующие методы: сбор и обработка информации; наблюдение; эксперимент; анализ полученных данных.
Таким образом, в проекте соединено искусство планирования, изобретения, созидания, исполнение, или проектирование.
А также я использую метод проектов в литературном чтении. В частности, при выполнении домашнего задания: придумать концовку сказки, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свой рассказ на новый лад. Особенно детям нравится самим придумывать. Так появилась книжка — раскладушка, которая называется «Колобок». Главным условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. А второе условие: выступить интересным рассказчиком. За проделанную работу ребёнок получил 2 отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.
Моя цель научить детей осуществлять поисково — творческую деятельность, сравнивать, ставить цели и задачи, планировать и выработать желание найти ответы. А, для этого нужно читать дополнительную литературу, учиться работать в группе, участвовать в обсуждении результатов, прислушиваться к чужому мнению.
Задача современного учителя и лично моя: не преподносить ученику уже готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс.
Применяя в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии, мои ученики поднялись ещё на одну ступень формирования индивидуальной личности. Об этом говорят хорошее качество выполнения административных контрольных работ, доминирование учебно-познавательных мотивов, регулярное участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней, участие в социальных проектах.
В завершение ещё раз хочу подчеркнуть, что при грамотном применении современных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.