Статья по применению педагогических технологий


Технология коллективного решения творческих задач
Учитель: Л.С. Новикова
 Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД).
Технология коллективного творческого воспитания — это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов — формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспитания совместные действия педагогов и воспитанников реализуются в таких мероприятиях, как разведка дел, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного и др. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в главе "Технология конструирования педагогического процесса".
Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый); определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.
Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.
Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентации и ограничений.
Окончание так же, как и начало мероприятия, — обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.
Следующая стадия в проведении КТД — коллективное подведение итогов. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор — "огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось; а что не совсем, что учесть на будущее.
На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело. Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на них как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть три-четыре раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.
В 11 классе программа по технологии предусматривает ознакомление с методами решения творческой задачи.
Этот раздел программы по технологии – находка для учителя-предметника, который может предложить учащимся для решения творческую задачу из его образовательной области, использовать возможности предмета «Технология» для возвращения к темам своего предмета не на продуктивном, а на творческом, исследовательском уровне. Таким образом работа над проектом позволяет освоить способы решения творческой задачи деятельностным путём.
В проектах, над которыми работали учащиеся, интегрировались темы технологии и литературы. Учащиеся ищут ключевое событие в жизни того писателя, который заинтересовал их в курсе русской литературы. Так общее название всех проектов учащихся – «Тотальное событие жизни деятеля культуры». Задачу предстояло решить, действительно, сложную. Нужно было подойти к биографии писателя не хрестоматийно (хронологически), а творчески; взглянуть на события жизни другим, исследовательским, взглядом. Задача осложнялась тем, что нужно было отказаться от стереотипов и найти не кульминационный момент в жизни писателя, а то, что изменило судьбу, увидеть тот поворот, который определил творческую, а иногда и человеческую судьбу писателя. Итогом работы учащихся стали сайты, в которых они представили систему доказательств и аргументов, подтверждающих или опровергающих первоначальную гипотезу.
Так на уроках технологии дети могут вернуться к событиям жизни тех писателей, чьё творчество было им интересно.
Ломоносов М. В. Предполагаемое детьми ключевое событие – жизнь в условиях Крайнего севера и отсутствие там помещичьего крепостного права => дерзость, так необходимая человеку в смелых начинаниях.
Державин Г. Р. В 12 лет мальчик испытал крайнюю нужду => затворничество => «начал марать стихи». Мнения авторов этого проекта разошлись, поэтому была высказана и вторая гипотеза. Написание оды «Фелица» - вот событие, обеспечившее Державину продвижение по службе. Авторы проекта предложили читателям голосовать на сайте за ту точку зрения, которая им ближе.
При «Решении творческой задачи» учащиеся могут работать над проектом «Ценности жизни». Основополагающий вопрос всех проектов учащихся, "что для меня ценно в этом мире?» Учащиеся размышляют о творчестве тех писателей, чьи ценности им наиболее близки.
Таким образом, любой предметник имеет возможность в рамках данного раздела поставить перед учащимися такую творческую задачу своего предмета, которая будет не только способствовать углубленному изучению заинтересовавшего ученика аспекта (вопроса, темы, раздела) предмета, но и углубит представление детей о мире и о себе.