Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта


Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта
В настоящее время специалисты, которые работают с детьми с нарушением интеллекта всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное нарушение речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализация, звукоподражания, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечётко произносимые обиходные слова,- не может служить для полноценного общения.
У многих логопедов встаёт вопрос такого характера: с чего же начать работу по формированию речи, если с большим трудом удаётся организовать деятельность такого ребёнка?
В начале рекомендуется понаблюдать за ребёнком в игровой и бытовой деятельности. Далее следует выявить степень владения практическими навыками: самообслуживание, бытовые действия, предметно – практические действия.
Очень значимо для безречевого ребёнка с нарушением интеллекта развитие личностных качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения выполнять требования взрослых.
Логопедическая работа с безречевыми детьми с нарушением интеллекта строится с учётом дидактических принципов данных общей педагогики, дефектологии и логопедии:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и врач, психолог, родители.
- максимальной опоры на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий, при котором работа над каждым типом задания проводится в определённой последовательности;
- учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), при котором выполнения задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнение материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности.
Исходя из принципов экспериментального обучения, необходимо подобрать и систематизировать языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
Логопедическая работа в безречевыми детьми с нарушением интеллекта включает в себя несколько этапов.
1 этап логопедической работы с безречевыми детьми с нарушением интеллекта (подготовительный).
Основные направления работы на подготовительном этапе:
- установление зрительного и эмоционального контактов;
- настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание;
- повышение уровня общей активности ребёнка;
- организация произвольного внимания;
- развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Пример заданий, используемых на подготовительном этапе.
Задание на зрительное внимание.
Цели:
- учить фиксировать взгляд на предмете
• Задания на зрительное внимание.
Цель:
— учить фиксировать взгляд на предмете;
Логопед побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, стуле, полке) и проследить взглядом за её перемещение, активизируя внимание с помощью стихотворных текстов.
Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в про-
Задания на активизацию ощущений.
Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей при помощи лёгких массажных движений.
Перед ребёнком на столе устанавливается тарелочка с тёплой водой, рядом с ней кладётся вата и жёсткая щётка. Логопед действует рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой). Если ребёнок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельной действиям.
Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:
- создание коммуникативных ситуаций;
- осуществление смен различных видов деятельности;
- постепенное усложнение форм работы.
На подготовительном этапе логопед должен опираться на различные пути и условия, помогающие ребёнку овладеть навыками общения.
2 этап этап логопедической работы с безречевыми детьми с нарушением интеллекта (начальный).
На начальном этапе решаются задачи выработки языковых навыков необходимых для формирования коммуникативной деятельности. В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.
Основные направления логопедической работы на начальном этапе:
- развитие слухового восприятия;
- способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
-зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
В моей работе на данном этапе с этой категорией детей мне очень помогает настольный театр.
Задания на развитие слухового восприятия
Цель: формировать основы тонких звуковых дифференцировок
Занятие
По сказке теремок, Кто сказал пи-пи. Покажи. Узнай кто это?
Задания на развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Пальчики у таких детей слабые, не смотря на то данный ребёнок правильно захватывает карандаш, нажим на карандаш слабый, удерживать при проведении линии карандаш долго не может, При раскрашивании выходит за контур. Много делаем упражнения на развитие мелкой моторики, которые сопровождаются стихами.
Цель: Развивать моторику рук с использованием мячика, карандаша, «пальчикового бассейна».
Формирование речевого дыхания
Трудно объяснить данной категории детей, как правильно сделать вдох-выдох. Мне очень нравится упражнение «Ароматный фрукт». Когда перед ребёнком настоящие фрукты он начинает правильно делать вдох. Тут же идёт понятие кислый, сладкий, ароматный, а так же стимуляция первых слов.
Начальный этап характеризуется словесной эмоциональной организацией. На данном этапе происходит фиксация внимания на основные признаки объекта. Включаются в общение сенсорно-перцептивные действия и невербальные компоненты коммуникации. Стимулируется эмоционально-волевая сфера, которая способствует формированию предпосылок общения.
3 этап логопедической работы с безречевыми детьми с нарушением интеллекта (тренировачный).
Тренировочный этап решает задачи совершенствование умений, полученных на начальном этапе. В ходе занятий речь и общение у детей безречевых с нарушением интеллекта формируется спонтанно. На этом этапе логопедом используются приёмы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний на более сложном языковом материале.
Основным направление тренировочного этапа является работа по формированию синтактической структуры предложения:
- моделирование двухсловных предложений;
- обогащение просодических характеристик речи.
Формирование понимания речи.
На слух данная категория детей сказку могут не понять. А когда её обыграешь вместе с ребёнком, будут положительные моменты. Для данной категории детей важно, чтобы они выделить то, о чём с ними беседуешь, могли это потрогать взять в руки.
Связка ситуаций с глаголом «дать».
Цель: научить формировать предложения в процессе моделирования ситуации общения.
Занятие 1
На своих занятиях я применяю игру «Разверни».
Цель: научить формировать предложения в процессе моделирования ситуации общения.
Задание:
В бумагу заворачивают какой-нибудь предмет (например, угощение). Ребёнок заворожено разворачивает и вместе с логопедом делает жест и стимулирует произношение первых слов «Ах», «Ох», «Вау». Так же идёт развитие мелкой моторики.
Занятие 2
Перед ребёнком на столе лежат фрукты – яблоко, банан, апельсин. Логопед уточняет знание обобщающего слова «фрукты» и предлагает ребёнку попросить любой фрукт, используя в речи слово «дай» + указательный жест руки.
За связкой ситуаций с глаголом «дать» в занятия вводится комплекс ситуаций с глаголами или звукоподражательными словами их заменяющими: спать- «бай», упасть – «ах», «бух»; прыгать – «оп»; есть – «ам-ам» и т.д. При расположении материала в подобной последовательностив силу вступает критерий коммуникативной обеспеченности речевого акта – если в обучение введены речевые ситуации с тем или иным глаголом, новые речевые ситуации уже будут автоматизацией, что и будет являться усвоением речевого материала. Самое главное в работе с детьми данной категории, чтобы у них был
- Выбор;
- Сравнение;
- Подражание
Выбор. Ребёнок должен выбирать из малого количества. (Положили 3 карандаша, пусть он выбирает из этого количестваСравнение (Медведь коричневый и карандаш взял коричневый).
Подражание. Делай как я, делай вместе со мной.
Предлагаемая система занятий для безречевых детей с нарушение интеллекта рассматривается как один из возможных путей формирования общения и речи у безречевых детей с нарушение интеллекта.
Самое главное в моей работе терпение, я знаю что больших результатов не возможно добиться с данной категорией детей, но когда ребёнок ждёт моих занятий, с удовольствием занимается и дарит мне свою улыбку, это иесть высшая награда за мой труд.
Наиболее существенный момент при формировании общения и речи у детей с нарушением интеллекта – совмещение развивающего и эмоционально положительного отношения ребёнка к логопедическим занятиям. Только при доброжелательном отношении Логопеда к ребёнку и доверие ребёнка к данному специалисту даёт платформу для результатов данных занятий.
Нельзя приступать к работе по формированию речи без предварительной работы по эмоциональной активизации, повышающей его психический тонус. Организованное поэтапное активное обучение общению с развитием структуры психологических механизмов положительно влияет на формирование общения и речи у безречевых детей с нарушением интеллекта.