«Формирование базовых учебных действий у учащихся со сложным дефектом в развитии»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мой небольшой доклад по теме «Формирование базовых учебных действий у учащихся со сложным дефектом в развитии» носит абсолютно практический характер и состоит из двух частей. В первой части я покажу и расскажу те, приемы, методы, используемые мной в ходе занятия. Хотелось бы сразу отметить, что с финансово точки зрения – это не столь накладно. Во второй части, используя весь материал, представленный здесь, я прочту вам сказку ученика 1 класса блока «Милосердие» Коробкина Стаса. Мой цель такова: показать, что даже недвижимый ребенок, имея голову, глаза, может чего-либо достигнуть, используя с помощью учителя правильную методику.

Дети с нарушением интеллекта – не совсем обычные дети. Они требуют к себе самого максимального внимания, заботы, опеки со стороны воспитателя-педагога. И каждый из этих детей считает, раз в их группу пришел педагог, значит, он пришел именно за ним. А как сделать так, чтобы ребенку на занятии было интересно, чтобы он чувствовал себя комфортно как в среде сверстников, так и с нами, педагогами?

Поэтому наша первая задача учителей – это сформировать так учебный процесс, чтобы в нём гармонично сплетались мягкие указания-рекомендации педагога, использование по назначению учебного материала, выполнение какого-либо задания в определенном промежутке времени.

Не всё удается сразу – дети разные. У каждого свой характер. Но, несмотря на это, прилагается максимум возможностей, использование подручного материала, чтобы занятие было интересным.

К примеру, Елфутина Надя (5кл.4гр.). Если ей что-то не нравится, она категорично отказывается и даже головы не повернёт, чтобы заниматься. Как привлечь в таких ситуациях внимание ребёнка, как ввести его в процесс?

Для этого существуют множество методов и способов, как я уже заметила. У каждого ребенка есть свои любимые, если это можно так назвать, занятия. Кто-то любит заниматься только шнуровкой, и есть даже колоссальные результаты. Вика Фаньо (5кл.4гр.) не могла изначально понять, что делать с кончиком шнурка. Она брала в руки минимальный кусочек шнура – кончено же, ей не удавалось продеть его в отверстие. А я специально сделала шнуровку сложную – разрезала трубочки для коктейля. ПОКАЗЫВАЮ ШНУРОВКИ, КАКИЕ ЕСТЬ. Раз за разом, показывая, как должны находиться руки, пальчики, на каком месте вплоть до миллиметра, мы научились шнуровать. Теперь Вика это делает на отлично! Сейчас мы уже используем более сложные шнуровки – из мелких декоративных пуговиц с 4 отверстиями.

Здесь же сразу хочу остановиться на коврике-массажике «Наши пальчики и ручки». Его можно применить в любой ситуации: как в игровой, так и целенаправленно. ПОКАЗЫВАЮ!!!


Сейчас я хочу представить вашему вниманию, уважаемые коллеги, нашу коллективную работу с детками – «Маленькая деревня». Этот наш труд как подведение итогов за 1 четверть. В чем преимущество этого макета? Его можно использовать на различных занятиях:


1. Зрительно-слуховая стимуляция: развитие восприятие предметов различных по размеру, цвету, в различном состоянии (величина и рост деда, бабы, внучки), различение звуков речевых (как говорят люди) и неречевых (звуки животных – ЛЕВ, СВИНКА, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК).


2. Коммуникативная стимуляция: проигрывание простых сюжетов с помощью семьи (куколки) и животных. Игра «Что кто умеет делать?»

3. Развитие устной речи: обогащение словарного запаса, внедрение его в повседневный речевой обиход: семья (мама, папа, дочь, сын, бабушка, внучка, дедушка): овощи (тыква, перец красный, перец желтый) .фрукты (гранат, яблоко, груша).
4. Стимуляция обонятельной чувствительности: наборы с травками ромашки, мяты и байхового черного чая.

Также предлагаю немного понежиться и в сенсорной мини-коробке. Опять же «убиваем» нескольких зайчиков: ручку не только отдыхают, но и внимательно рассматриваем содержимое коробочки.

А сейчас мы вами перейдем ко второй части – мини-проект «Маленькая деревня». Так получилось, что в начала в самом начала второй четверти ученик блока «Милосердие» Стас Коробкин, 1ласс, 3 группа, предложил мне заниматься с ним сказкочочинительством. Диагноз у мальчика: умеренная умственная отсталость, ДЦП, спастический тепропорез. Я не отказалась. Решили испробовать силы на наем мини-макете – чисто исходя из подручного материала. Что из этого получилось – судить вам, уважаемые коллеги.
На этом мы не хотим останавливаться. Впереди еще много задумок, потому что Стас обладает творческим потенциалом. Возможно, в скором времени, что-то появится на нашей маленькой импровизированной книжной полке еще новое произведение – о животном мире.
Но сама наша главная задача педагогов – это формирование жизненных компетенций у детей. То есть учимся говорить вежливые добрые слова (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания), соблюдать прилежный вид (выходя из туалета в туалетной комнате одеваем нижнее белье и остальную верхнюю одежду прежде, чем выйти в коридор). Детям можно давать и мелкие поручения, но для них они будут самыми важными и главными на земле. Типа, кто у нас ответственный за свет? КОРОЛЬЧЕНКО АЛИНА. Она включит в классе и после окончания занятий выключит. А НАДЯ БУРМАК помогает мне с принадлежностями – принести тетради, канцелярские вещи.



Мое выступление подошло к концу. Надеюсь, что кому-то мой небольшой опыт в работе с детьми может пригодиться. Всем нам удачи и терпения. Спасибо за внимание!

15