Коррекционные занятия по формированию моторики у детей с нарушением зрения


Коррекционные занятия по формированию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зренияУ детей с нарушением зрения 5-7 лет взаимодействие двух операций - зрение, осязание затруднено. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык у дошкольников трудно. Именно зрение играет главную функцию в процессе познания окружающего мира и развитии познавательных психических процессов.Работу по развитию осязания и мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением зрния необходимо начинать с обследования ребёнка, прежде всего с его диагноза.Это особенно необходимо, так как знание состояния зрения, режима зрительных и физических нагрузок необходимо для организации деятельности. Зрительное и психофизическое развитие детей с нарушением зрения позволяет применять в их обучении методы для обучения нормально видящих сверстников, но для детей со зрительной депривацией необходимо больше времени и на включение в работу, и на её выполнение.Далее проводили обследование моторных навыков у детей. Анализ результатов показал:
- дети не умеют обследовать предметы при помощи рук (игра «Чудесный мешочек») ;возникают трудности в выполнении игр с пальчиками;
- не все дети умеют держать ножницы, кисть и пользоваться ими;
- при выполнении мелких движений у всех детей наблюдаются неточность,
торопливость, некоторая скованность в движениях;
- при некотором увеличении времени работы (8 – 10 минут) дети утомлялись,
некоторые отказывались выполнять задания. Дети со зрительной патологией часто испытывают затруднения при работе с пластилином, глиной, вызывают трудности любые задания, где необходимы мелкие движения пальцев рук. Из-за этого дети часто стараются переключиться на другую, более подходящую для них, деятельность, отказываются от выполнения трудной для них работы.Основной формой работы с детьми мы выбрали индивидуальные и подгрупповые занятия по рисованию, лепке, аппликации, а также дидактические игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики.Занятия, игры с детьми с нарушением зрения проводились по 10 – 15 минут, в середине занятия обязательно проводилась физкультминутка или игры с пальчиками.На занятиях по рисованию детям предлагалось выполнить рисунок с помощью различных предметов: простой графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти с красками. Вначале проведения данной работы дети очень затруднялись быстро переключаться с одного предмета для рисования на другое, детям требовалось на это много времени. На занятиях лепкой мы с детьми лепили из разных материалов: пластилина, глины, теста. В ходе лепки вместе с развитием мелкой моторики дети также знакомились с качествами того или иного материала, а также с его свойствами с помощью осязания. На занятиях по аппликации дети учились правильно держать ножницы, так как дети их держат не правильно, и из-за слабых пальцев ножницы часто выпадали из рук. Учились на осязание (после большой предварительной работы) определять бумагу, из которой сегодня будем делать аппликацию: писчая, картон или какая-то другая; также на данных занятиях ребята учились действовать с бумагой: складывать определённым образом, разрезать по сгибам, обрывать бумагу, чтобы получались предметы, животные или какие-то образы.
Однообразная и монотонная работа утомляет детей, и они быстро начинают терять интерес к ней. Поэтому мы использовали разнообразные игровые приёмы на занятии: экскурсии, воображаемые ситуации, а также к детям на занятия приходили герои из сказок, разные животные которым дети помогали в «трудных ситуациях». В играх на осязание детям очень нравилось заниматься с разнообразным природным и бросовым материалом: шишки, камушки, жёлуди, палочки, гербарий; разнообразные кусочки материала, коробочки разной величины и так далее.
Кроме этой работы проводились графические упражнения: рисование элементов на доске, в тетради, в воздухе. Использовалась игра «На что похоже»: детям необходимо назвать ассоциацию на нарисованный элемент буквы или недорисованное изображение. Также вызывало большой интерес у детей упражнение, когда необходимо было найти ошибки, которые допустил художник и постараться их исправить.После проведения серии занятий и комплекса игр и упражнений по теме исследования, нами было проведено повторное обследование состояния развития мелкой моторики и осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Оно показало, что у некоторых детей, с которыми проводилась данная работа, мелкие движения стали более чёткими, координированными, правильными, стало меньше ненужных действий, дети реже ошибались в определении предметов по осязанию.Таким образом, на любых занятиях в детском саду можно осуществлять работу по развитию мелкой моторики рук и по развитию осязания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, включая определённые игры, упражнения. Можно использовать отдельно взятые игры для объединения их в игровой сюжет занятия. При этом на данных занятиях в совокупности решаются сразу несколько задач. Формирование у детей практических умений обращения с различным оборудованием: ножницы, клей, бумага, кисть и т. д. (общепедагогическая задача, но и важнейшая задача развития моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.