Урок Изготовление саамских оберегов (национально-региональный компонент).

ТЕМА ПРОГРАММЫ: Национально-региональный компонент на уроках профессионально-трудового обучения.

ТЕМА УРОКА: Изготовление саамского оберега.

ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Дидактическая:
Изготовление саамского оберега;
Коррекционно-развивающая:
Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости), мыслительной деятельности, развитие творческих способностей детей.
Воспитательная:
Воспитание этнокультурной толерантности.

Материалы, инструменты и приспособления: лекала, сукно (красное, синее, зеленое, желтое), бисер, бусины, мех, веревочки для оберегов, ножницы, игла, нитки.

Методическое обеспечение: интерактивная доска, слайды по теме урока, инструкционно-технологическая карта «Последовательность изготовления оберега», образец готового изделия (оберега).

Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости! Поэтому прошу Вас не волноваться. Отвечайте на вопросы внятно, громко, чтобы всем было хорошо слышно.
Выдать раздаточный материал обучающимся.
Достать необходимые инструменты.

Повторение ранее изученного материала.
С незапамятных времён рассказывали: «Где-то на севере есть таинственная страна, страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать – по желанию даже летом могут вызвать снежную бурю» (Слайд 1)
Вопрос: «Что это за страна»? – ответ: «Эта страна называлась Лапландия».
Вопрос: «Ребята, а где находилась Лапландия?» - ответ: «У нас, на Кольском полуострове».
С тех пор многое изменилось. Нет страны холода и мрака. Есть небольшие, но красивые современные города, в которых люди ходят не в звериных шкурах, а в современной модной одежде (Слайд 2).
Вопрос: «Ребята, а как сейчас принято называть наш северный край?» - ответ: «Наш край принято называть Заполярье».
Необычна природа Заполярья – это сплошные чудеса.
Вопрос: «Какие же чудеса природы нашего Заполярья Вы можете назвать?» (Слайд 3) - ответ: « Полярная ночь, полярный день, северное сияние». - Правильно, ребята!
Вопрос: Чем еще богат наш край? (Слайд 4) – ответ: «У нас много озер, много ягод и грибов, а также расстилается белая бескрайняя тундра и олени»– Молодцы!
Но самое главное – это люди, живущие среди этих чудес, которые воплощают образы родной природы в предметы быта, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей.
Вопрос: Люди, каких национальностей проживают на Кольской земле?» (Слайд 5) - ответ: «Люди различных национальностей: русские, белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы, саамы» - Правильно!
На Кольском полуострове, где мы с Вами живем, принято каждый год отмечать «Праздник Севера», на котором можно увидеть людей в обуви из оленьего меха, в необычных головных уборах, одетых в яркие (синие, красные, зеленые) рубахи или верхнюю одежду, сшитую из меха, отделанную замысловатыми бисерными узорами и подвязанную такими же расшитыми бисером поясами.
Вопрос: «Кто эти люди»? (Слайд 6) - ответ: «Это саамы, коренные жители Заполярья». Хорошо! (имя).
Помимо основной одежды саамы широко используют в быту и другие предметы и изделия, которые также расшивают бисером, бусинами, тесьмой, оленьим мехом. Эти изделия украшают и наши дома.
Вопрос: Что лежит в основе саамской вышивки бисером?» (Слайд 7)- ответ: «В основе вышивки лежит цвет и орнамент». Правильно, (имя).
Вопрос: «Какие саамские предметы быта и изделия украшаются бисером?» (Слайд 8) - ответ: «Игольница, сумка-киса, кисет, женские подвязки, большая сумка (вусс), пояс, головные уборы, обувь, рукавицы».
Вопрос: «Какие материалы используются для изготовления саамских изделий?» - ответ: «Оленья кожа, олений мех, сукно». – Правильно.
Вопрос: «Какого цвета используют сукно для изготовления саамских изделий?» - ответ: «Красное, синее, зеленое и желтое».
Вопрос: «Какого цвета используют бисер для саамской вышивки?» - ответ: «Белый, голубой, желтый. Реже используется синий, перламутровый и зеленый бисер».
Вопрос: «Что у саамов символизирует каждый цвет?» (Слайд 9) - ответ: «Красный – цвет солнца, зари. Синий – море, небо. Желтый – огонь. Зеленый – трава, мох». Молодцы, ребята! Вы очень хорошо ответили на все мои вопросы.

3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с Вами повторим технологию изготовления саамских оберегов, которыми украшаются почти все изделия, и изготовим их.
4. Новый материал.
Вопрос: «Ребята, что такое оберег»? – ответ: (Смирнов Ж.) «Оберег – это магический предмет, который оберегает человека от неприятностей и невзгод». - Правильно.
Вопрос: «Давайте вспомним. Каким должен быть оберег, чтобы он действительно оберегал человека»? – ответы учащихся. (Слайд 10).
1. – Учитель: «Форма оберега – (Трубина В.) - треугольник». Правильно. Еще?
2. – Учитель: «У саамов каждое время года соответствует определенному цвету: лету (Архипова Т.) – красный, осени – желтый, зиме – синий, весне – зеленый.
Учитель: «Поэтому»? – (Едемская Н.): «Верхний слой оберега должен быть выполнен из сукна того цвета, который соответствует времени рождения». Правильно.
3.– Учитель: «Какие магические числа у саамов?» - ответ: (Трубина В.) «У саамов магические числа 3,7 и 11.
- Учитель: Поэтому?- (Смирнов Ж.) - количество бусин и бисера должно соответствовать этим числам. – Молодцы!
Для того чтобы оберег был красивым, мы обязательно должны украсить его мехом.

(Слайд 11) А теперь давайте вспомним требования, предъявляемые к готовому изделию (оберегу) (читают по очереди):
Срезы деталей ровные.
Нитки подобраны в цвет верхнего слоя оберега.
Узелок не виден с лицевой стороны, а спрятан между слоями суконных треугольников.
Бисер пришит аккуратно, стежки не видны с лицевой стороны.
Мех пришит аккуратно.
Количество бусин и бисера соответствуем магическим числам.

Физпауза (предложить детям встать с мест и выполнить несколько упражнений, повторяя за учителем).


(Слайд 12) Перед Вами на экране и на столах инструкционно-технологическая карта, с помощью которой Вы будете выполнять практическое задание самостоятельно.
С помощью лекала выкроить 3 треугольника из разного сукна (это соответствует первому магическому числу 3).
На верхнем слое сукна делаем вышивку из бисера, количество бисерин может соответствовать второму магическому числу 7 (не забываем, что верхний цвет сукна соответствует времени Вашего рождения).
Складываем три суконных треугольника, совмещая срезы, и ручными стежками скрепляем в вершине треугольники.
Не обрезая нитку, прикрепляем мех для отделки.
На эту же нить нанизываем 11 бусин (что соответствует третьему магическому числу).
Не обрезая нитку, прикрепляем веревочку для оберега.
Саамский оберег готов!

Вопрос: «Ребята, что поможет сделать ваше изделие по-настоящему красивым»? – ответ: «Аккуратность, точность и терпение». – Правильно! – И еще. Самое главное, над оберегом работают молча, думая только о хорошем, вкладывая в изделие свою любовь и доброту. Итак, приступаем к работе. Если у кого возникнут вопросы, не стесняйтесь, поднимайте руки, и я сразу приду к Вам на помощь, при выполнении практического задания не забываете о правилах безопасной работы с ножницами и иглой.

5. Самостоятельная работа учащихся. Во время выполнения задания тихо звучит саамская музыка (учитель помогает более слабым ученикам в выполнении задания).
По окончании работы, Вы, молча, подходите ко мне для оценки вашего труда, а затем подходите к доске и прикрепляете свое изделие на стенд, на любое свободное место.
Посмотрите, какие замечательные обереги Вы изготовили своими руками.
Молодцы! С работой справились все отлично!

6.Закрепление знаний. (Слайд 13)
Чему мы сегодня учились на уроке?
Назовите основной вид декоративного искусства саамов.
Что лежит в основе вышивки бисером?
Какие предметы быта саамов и изделия украшались бисером?

(Слайд 14)

Заключительный инструктаж.

Подвести итог урока;
Уборка рабочих мест.

После работы с мехом надо обязательно:
Помыть руки;
Прополоскать рот;
Привести в порядок свое рабочее место.

рђ Заголовок 215