Статья. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста.


Статья. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста.
На протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. Самое главное - в игре ребёнок воплощает свой замысел, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте ещё более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Содержание игры даёт возможность ребёнку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания.
Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребёнка в игре. Такую функцию выполняет только "хорошая" игра. Можно выделить ряд критериев, которые её характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлечённость играми, содержание которых отражает характерные общественные явления(длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого);содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей(желание выполнить роль взрослого любой профессии);проявление нравственных чувств(сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов)
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые, производственные, общественные.
Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это то, что воспроизводит ребёнок в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен обдумано выбирать сюжет игры, намечать её план, примерную последовательность действий, то есть ребёнок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушить логику развёртывания содержания игры.
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
-усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связного изображаемого;
-постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений). Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт на себя. Всякая роль содержит правила поведения, образец того, как надо действовать. Для качественного выполнения роли важно отношения к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу.
В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребёнок нашел "свою нишу", в которой полнее проявятся его способности.
Учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.
Авторы выделяют следующие способы построения игры:
-последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
-ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
-сюжетосложение, посредством которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Итак, на протяжении дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.