Поурочные планы Изготовление сувениров и изделий казахского быта

Тема урока: Изготовление сувениров и изделий казахского быта
Изготовление декоративного панно

Цель урока: ознакомить с казахским национальным орнаментом, научить вырезать их из бумаги, научить изготавливать шаблоны
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, дидактический материал, инструкционные карты.
Инструменты и оборудование: ткань однотонная, ткань цветная, нитки швейные, иголки швейные, ножницы, клей ПВА, карандаш, ластик, картон
Ход урока

Организационный момент
а) отметить отсутствующих
б) достать необходимые инструменты и материалы для урока
2. Объяснение новой практической работы
3. Составление инструкционной карты
4. Самостоятельная работа учащихся
5. Анализ. Выставление оценок
6. Домашнее задание

Орнамент – искусство очень древнее. Он имеет длиную и интересную историю. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была им матерью которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что Луна и Солнце, Море, Пустыня, Ветры и Скалы, Животные и Растения могут думать, разговаривать, помогать человеку или мстить. С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и убранства жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад, как символ здоровья детей и продородья земли, богатство и процветания дома и его хозяев. Охотники и войны украшали свои тела, доспехи и оружия узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобидимыми, как они. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразились живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе, и интерес к окружающему миру. В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы как «верблюжий след», «глаз верблюжонка», «бараний рог». А в древних легендах народа рассказывалось о мировом дереве, которое корнями уходит глубоко в землю, в мир умерших предков, а вершиной упирается в самое небо, где живут боги. Поэтому дерево часто украшенное пышными цветами, стало излюбленным мотивом казахского орнамента.
Кочевой образ жизни, непростые природные условия, заставляли казахов быть изобретательными и экономными. В хозяйстве ничего не пропадало, всему находилось применение. Главным материалом из которого делали все: дом, одежду, постель, предметы домашнего обихода был войлок – плотно сваленная овечья шерсть. Изготовление войлока – дело трудоемкое. Чтобы сэкономить материал, казахские мастерицы придумывали особый способ составления орнамента. Два куска войлока разных цветов складывают вместе и острым ножом вырезают узор. Затем вырезанные детали меняют местами и аккуратно вшивают в оставшийся «обрезок». Получается 2 замечательных узора и ни капли отходов. Так сложилась одна из основных особенностей казахского орнамента – равенство фона и узора. Чаще всего узоры строились на сочетании 2 цветов – белого и черного, как символ 2-х начал: жизни и смерти, добра и зла
























Инструкционная карта

Материалы для работы: ткань однотонная, ткань цветная, клей ПВА, ластик, карандаш, картон, нитки швейные, иголки швейные, ножницы, тетрадь по технике безопасности на уроке



Ход работы
Схема

1
Научиться вырезать из бумаги шаблоны





2
На картон приклеить однотонную ткань, клеем ПВА





3
Сделать шаблон орнамента из бумаги





4
Перевести шаблон из бумаги на ткань





5
Перевести ткань (орнамент) на картонную (тканевую) основу





6
Готовое изделие. Анализ













НaсKау карта
Инструкционная карта

ТаKырыбы: €р т_рлі материалдан – с‰ндік панно жасау
Тема: Изготовление декоративного панно из различных материалов
Цели урока: 1)Научить применять различные материалы, изготавливать из них поделки для дома и школы, учить детей думать, фантазировать, рассуждать, выражать свои мысли, производить самоанализ, взаимоанализ. Прививать практические навыки
Коррекционные: Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении работы, а также бережное отношение к вещам.
Аспаптар мен материалдар: Kатты KаCаз, пластилин, моншаK, т_рлі-т_сті тас, т_йме, г_лдердін туKымдары, Kарбыз, Kауын туKымдары, ж_гері, сулу, к_ріш, ‰р т_рлі макарон, Kарындаш, ластик
Материалы для изготовления: картон, пластилин, бусы, бисер, камни, пуговицы, семена цветов, семена арбуза и дыни, семена кукурузы, овес, рис, различные макароны, карандаш, ластик

Реті

ЖaмыстыS орындалу т‰ртібі
Ход работы
Сызба т_рінде
Схема

1
Jатты KаCазCа с_рет салу
На картоне нарисовать задуманный рисунок




2
С_реттіS _стіне ‰р бір жерге платилин жабыстыру
На отдельные детали налепить пластилин




3
ПластилинныS _стіне ‰р т_рлі материал жабыстыру
Закончить рисунок декорируя различными материалами




4
Жалпы к™рініс
Готовое изделие






15