Урок Русский язык в 5а классе Форма: игра «Счастливый случай»


Акмолинская область
Енбекшильдерский район
Амангельдинская средняя школа
Амиржанова Рауза Бекеновна – учитель
русского языка и литературы 1 категории

Урок Русский язык в 5а классе
Форма: игра «Счастливый случай»
№ 1 Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет
Тема урока: Состав слова. Урок – обобщение.
Ссылки: Календарное планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006.
Цели: Обобщить знания о составе слова.
Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.
Результат обучения: По окончании занятия учащиеся:
научатся разбирать слова по составу;
научатся работать в группах;
приобретут навыки критического мышления;
приобретут коммуникативные умения.
Ключевые идеи: Состав слова, морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание
Ресурсы: ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.
Этапы проведе
ния урока Время – 45 минут Атмосфера в классе Действия преподавателя и действия учащихся Примеча
ние
Психологический настрой на урок 3 мин. Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия) Сообщение темы и задач урока 5 мин. Доброжелательный настрой преподавателя на успех. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать группам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание Деление
на группы
Задание 1. Минутка чистописания
5 мин. Активность, сплочённость, аккуратность. Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали в порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок. Задание 2. Словарный диктант 5 мин. Активное взаимодей
ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов. (Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е и т.д.).
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру. Задание 3. Игра «Счастливый случай» Обобщение темы.
Работа в группе. 5 мин. Активное взаимодей
ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже
ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка. 1-й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 группа: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 группа: берег (бережок, набережная, береговой).
3 группа: горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 группа: и, ник, под, снеж (подснежники);
2 группа: а, к, по, сад (посадка);
3 группа: а, ушк, корм (кормушка). Группа, закончившая задание, поднимаетсигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов.
Физминутка 3 мин. Комфортность, раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика. Танец «Қара жорға» Задание 4. Продолжение игры. 8 мин. Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь. 3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 группа: корень, суффикс, окончание;
2 группа: приставка, корень, окончание;
3 группа: приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 группа: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 группа: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 группа: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
Оценивание работы жетонами, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий
Задание №5 Игра-Это всё мы проходили 5 мин. Сплоченность групп 5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ зачитывается очко.
1 группа задает вопросы: (ответы написать…
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня…….или раск5рыть учителю….
2 группа:
- Что называется корнем слова?
- Что такое окончание?
3 группа:
- Что такое приставка?
- что такое суффикс?
6 гейм. Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова:
1 группа: имена существительные;
2 группа: имена прилагательные;
3 группа: глаголы. Оценивание работы жетонами
Итоги урока, награждение
поощрение 3 мин. Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности, Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
-Ребята как вы думаете, чья группа была активна сегодня?
- Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания
Рефлексия 3 мин. Активность учащихся - Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок. Итого 45 мин. Последующее задание
Повторить состав слова.
Написать синквейн с ключевыми словами: Лето, Речка, Каникулы.