Математическая игра «Счастливый случай»

Математическая игра
«Счастливый случай»

Вечеркина Татьяна Петровна
учитель математики и физики
ГУ «Средняя школа № 20» г. Астаны



Цель:
развитие логического мышления;
отработка техники быстрого счета;
повторение изученного на уроках;
развитие умения работать в группах.


Оборудование:
Математические газеты, ребусы, головоломки, кроссворды, кубик с названиями разделов, сигнальные лампочки, жетоны.


План проведения:
Вступление учителя.
Жеребьевка, разделение на команды.
Представление команд.
Игровые конкурсы.
Конкурс капитанов.
Подведение итогов.



















Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья!
Мы приветствуем вас, всех собравшихся любителей математики и тех, кто ее не очень любит. Но даже если вы ее совсем не любите, то только потому, что вы много не знаете об этой занимательной, строгой, интересной, точной и милой науке.

Учитель:
Математика – наука точная и название нашей игры может показаться неуместным. Но даже в такой точной науке, как математика тоже попадаются случайные величины. И сегодня мы посмотрим, как счастливый случай поможет нашим юным математикам, которые отважились сегодня принять наш вызов.
Для начала мы должны образовать две команды, которые будут соревноваться между собой. Жеребьевка пройдет с помощью жетонов разного цвета (желтые и синие).
(учащиеся не глядя выбирают жетоны и рассаживаются за столы соответственно своему цвету).

Пока идет представление жюри, и рассказываются правила игры, команды должны придумать название своей команды и эмблему.

Правила:
Играем пять игр:
первая игра состоит из 4 разделов (арифметический, литературный, шуточный, счастливый случай), каждая команда четыре раза выбирает, при помощи кубика, раздел, на вопросы которого надо ответить (счастливый случай при правильном ответе удваивает количество баллов);
вторая игра «Темная лошадка» - дается характеристика кого-либо из учителей школы, а ребята должны узнать о ком идет речь. Гость задает по одному вопросу каждой команде, и сам их оценивает (в пределах 5);
третья игра «Обгонялки» - кто быстрее найдет ответ на заданный вопрос;
четвертая игра – конкурс капитанов;
пятая игра «Гонка за лидером» - надо за 1 минуту ответить на наибольшее количество вопросов.
Правильный ответ – 1 балл;
Неправильный ответ – право ответа переходит другой команде;
Ответа не последовало вообще – отвечают болельщики и отдают балл своей команде.




Учитель:
Случайно все – учитель учит нас
Случаен моего рожденья час,
Случайны век и место, где родился я,
И сам только тень в пустыне бытия.
И небо из одной холодной пустоты,
И не зачем к нему стремить свои мечты.
И жизнь – случайных дней слепая череда
Всего – лишь навсего - дорога в никуда.
Мы встретились с тобой. И мне открылась тайна:
Я знаю, что ничто на свете не случайно.

Ребята закончили работу и капитаны представляют свои команды.

Ведущий:
Итак, мы начинаем – игра первая.

ПОЧТИ ДОЖИВ ДО ГЛУБИНЫ СЕДИН
Я ПОНЯЛ, АРИФМЕТИКЕ НАЗЛО,
ЧТО У ЛЮДЕЙ ПРОСТЕЙШЕЕ «ОДИН»
ПОИСТЕНЕ СЛОЖНЕЙШЕЕ ЧИСЛО.

Команды по очереди выбирают, при помощи кубика, разделы.


Вопросы арифметического раздела:

Пользуясь тремя пятерками, и какими угодно знаками действия, написать выражение, равное единице.
За книгу заплатили 60 тенге и еще 1/3 стоимости ее. Сколько стоила книга? (90).
Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного метрового куска занимает одну минуту. За сколько времени они распилят бревно длиной 5 метров? (4).
Половина – треть числа, какое это число? (1,5).
На сколько надо разделить 2, чтобы получить 4? (1/2).
Трое играли в шахматы. Всего было сыграно 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2).
Сколько концов у 5 палок? (10).
Как разменять 59 тенге пятнадцатью монетами по 3 и по 5 тенге? (7 по 5 и 8 по 3).
Можно ли имея лишь два сосуда емкостью 3л и 5л набрать из крана 4 литра воды? (да).
Двое крестьян поделили между собой 7 тенге, причем так, что один получил на 3 тенге больше другого. Сколько денег досталось каждому крестьянину? (2 и 5).
Как записать 31 пятью тройками? (33 – 3 + 3/3).
Используя четверку четыре раза записать 9 и 7.


Вопросы литературного раздела:

Ведущий:
«МАТЕМАТИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЭТОМ В ДУШЕ» - С. Ковалевская.

1.
Мы большущая семья!
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа тоже наша,
Мы по улицам идем
Говорят, что детский сад
Посчитайте поскорей
Сколько нас в семье детей? (8).

2.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей
Посчитай-ка всех зверей. (7)

3.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Корзинку, картинку, картонку
И маленькую собаченку.
Но только раздался звонок
Сбежал из вагона щенок,
Ребята, считайте скорей
Сколько осталось вещей? (6)

4.
Летели утки:
Одна впереди, две позади,
Одна позади, две впереди,
Одна между двумя
И три в ряд.
Сколько летело уток? (3)

5.
Как-то рано по утру
Птицы плавали в пруду
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей
Уток было 8 пар,
Вдвое больше, чем гагар
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько сколько лебедей? (л – 24, г – 8, у – 16)


Вопросы шуточного раздела:

Ведущий:
ЖИЗНЬ НЕ ШУТКА, НО ОТ ШУТОК ОТКЛОНИСЬ –
И БЕЗЖИЗНЕННОЙ ТОТ ЧАС ЖЕ СТАНЕТ ЖИЗНЬ.

Один человек купил три козы и заплатил 3 тенге. Почему каждая коза пошла? (по земле)
Двое пошли – три гвоздя нашли, следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (ни одного)
У одного столетнего старика спросили: сколько у него было дней рождений? Он ответил – 25. Как это могло быть?
Мельник пришел на мельницу и увидел в каждом из четырех углов по три мешка, на каждом мешке по три кошки, а каждая кошка имела при себе 3 котят. Сколько было ног на мельнице? (2)
Что это могло быть: две головы, две руки, шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15?
Четыре человека играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый из них?
Саша купил семь бубликов и съел все, кроме трех. Сколько бубликов у него осталось?
Горело 7 свечей, из них 4 потухло. Сколько свечей осталось?
Тройка лошадей пробежала 30 километров. По сколько пробежала каждая лошадь?

Вопросы раздела «Счастливый случай»:

Ведущий:
Предчувствие разоблачает тайны
Проводником нелицемерным светит
Едва откроется намек случайный,
Объемлет нас не предсказанный трепет.

Что легче: 1кг пуха или 1кг железа?
У меня шесть сыновей. У каждого из них есть родная сестра. Сколько у меня детей?
Самолет из Астаны вылетел в 12 часов, светило солнце. А будет ли там солнце через 36 часов?

Игра вторая «Темная лошадка»

Ведущий:
Врываются ко мне утрами ранними,
По комнате моей несутся вскачь,
Взвиваются веселыми спиралями
Решенья не придуманных задач.

Ведущий дает характеристику какому – либо учителю, а ребята должны отгадать, кто это. Далее игру проводит гость, у которого заранее заготовлены вопросы для команд.

Игра третья – «Обгонялки»

Ведущий:
Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее чем альпинистам.

Теорема Пифагора.
Представить число 12 цифрами 2, употребляя 5 раз, используя четыре арифметических действия. (2*2*2+2*2)
Дан прямоугольный равнобедренный треугольник. Квадрат его гипотенузы равен 8. чему равны катеты? (2)
Что такое медиана?
Половина числа – половина. Какое это число? (1/2)
Кто ввел систему координат в геометрии?
Как еще называется число П, кто его вычислил?


Игра четвертая – «Конкурс капитанов»

Ведущий:
« жизнь без начала и конца, нас всех подстерегает случай» А. Блок.

Подчеркнуть 3 числа, которые в сумме дают число в кружочке:
3, 1, 9, 15, 20, 7, 16 31
11, 3, 7, 4, 17 24
Половина 12 равна 7, как это?
Половина 188 равна 100. как это?
Вычислить:
1,30
[ (-2,3)2+4*0,25]0; (1+2++1999+2000)0.


Игра пятая – «Гонка за лидером»

Ведущий:
Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье!»
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений
И не сотрутся никогда они.

Число разделить на 0, сколько это будет?
Самое маленькое простое число?
Делится ли число 1818 на 9?
Как записать 1 в виде дроби?
Число разделить на себя?
Сократить 100/200.
Самое маленькое двухзначное простое число?
Как записать двухзначное число в виде дроби?
Дробь, обратная 3/8?
Сократить 18/36.
Делится ли 11000 на 5?
Число разделить на 1?
Сократить 25/100.
Выделить целую часть 3/2.
Разделить две одинаковые дроби?
Как называется прибор для измерения углов?
0,6 округлить до единиц.
Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см?
0,9*2?
Что такое прямая?
Развернутый угол разделен на два угла, один из которых равен 1000. Чему равен второй угол?
Сколько прямых можно провести через две точки.
Сколько в 1 м см?
Как найти расстояние?
Сколько минут длится урок?
Сколько кабинетов на 3 этаже школы?
можно разделить ноль?
Сколько раз в неделю урок математики?
Сколько нулей в числе 10000?
Какую форму имеет учебник?
Число умножить на ноль?
Делится ли число 9999 на 11?
Есть ли среди четных чисел простые?
Во сколько раз длина квадрата больше ширины?
Какой делитель имеют все числа на свете?
Выделить целую часть 5/2.
Сократить 8/16.
В каких ядиницах измеряются углы?
3,9 округлить до единиц.
Какое расстояние пройдет пешеход за 2 ч, двигаясь со скоростью 7 км/ч?
0,3*0,3 =?
Что такое луч?
Сколько прямых можно провести через одну точку?
Прямой угол разделен на два угла, один из которых равен 400. Чему равен второй угол?
Стороны треугольника равны 5, 4, 15. В чем ошибка?


Заключение.
Пока жюри подводит итоги.

Ведущий:
Нет не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли
Уже на рейде в Серакузах
Стояли римлян корабли
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песочной
Окружность вписывал в чертеж
Ах, если б смерть – лихую гостью –
Мне также встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели число!

Слово предоставляется жюри для оглашения результатов игры и награждения участников.

Учитель:
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Юнец ты или аксакал,
Одно я знаю – ты пропал,
Коль суетность и торопливость
Себе в товарищи избрал.
Заголовок 115