Программа по внеурочной деятельности в 3 классе Волшебные краски


Подлипкинская основная общеобразовательная школа,
филиал МОУ «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заведующая Директор
Подлипкинской ООШ, МОУ «Торбаевская средняя
филиалом МОУ «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»
общеобразовательная школа» _____________ Карпова Т.В.
_____________ Тутина Н.Г. Пр. № _____ от ________2016 г.




Программа
внеурочной деятельности
«Волшебные краски»
по общекультурному направлению
Возраст детей 7 - 10 лет
Год разработки программы: 2016 год
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Грунина Елена Сергеевна

с. Подлипки2016 год
Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности «Волшебные краски» по общекультурному направлению составлена на основе нормативных документов: ФГОС начального общего образования второго поколения, Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, Концепцией духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика программы
Актуальность и новизна программыПрограмма предусматривает использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Цель:Создать условия для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке.
Для достижения этого поставлены следующие задачи:
Обучающие:
обучение разнообразным изобразительным приемам, знакомство с принадлежностями для рисования;
развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии.
Воспитательные:
Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Развивающие:
Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
Умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи.
Отличительные особенности программы: Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира.
Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Место курса в учебном плане:Программа рассчитана на 1 года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: (всего - 34 часа)
Содержание программы

п/п Названия темы
занятия Содержание
1 «Волшебные краски»
Путешествие по радуге. Введение в тему занятия, просмотр презентации «Волшебные краски радуги». Ознакомление с видами изобразительного искусства, материалами и инструментами для уроков, последовательным расположением цветов в спектре, основными цветами и способами их получения, дать представление о живописи. Рисование радуги.
2 Форма и цвет предметов.
«Осенние листья»
Познакомить с произведениями изобразительного искусства репродукциями – В. Д. Поленова «Золотая осень», И. И. Левитана «Золотая осень»; изучить форму, строение и цветовую окраску листьев и веток деревьев, показ техники рисования. Самостоятельная работа. Анализ работ.
3 «Осеннее дерево» Беседа по теме занятия, презентация слайдов осеннего леса и репродукций художников на эту тему, практический показ техники графического рисунка. Самостоятельная работа. Анализ рисунков.
4 «Любимые животные» Знакомство с анималистическим жанром. Презентация «Загадки о животных». Показ приёмов работы. Творческая деятельность учащихся. Подведение итогов урока.
5 «Фруктовая мозаика» Беседа  о  произведениях  художников,  изображавших  натюрморт. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство с техникой выполнения работы. Самостоятельная работа. Обсуждение выполненной работы.
6 «Красивый зайчик» Знакомство с жанром «анималистика. Презентация слайдов репродукций художников – анималистов. Обсуждение последовательности работы. Самостоятельная работа. Выставка работ.
7 «В подводном мире» Просмотр презентации «Подводный мир», отгадывание загадок о морских обитателях, беседа. Знакомство с графикой. Составление плана работы. Выполнение работы. Представление своих работ.
8 «Сюжетный натюрморт» Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства. Сообщение на тему «Импрессионизм». Просмотр презентации «Пуантелизм». Практическая работа. Подведение итогов.
9 «Птицы волшебного сада» Презентация «Дымковская игрушка». Путешествие по станциям «Дымково». Практическая деятельность учащихся. Выставка работ.
10 «Цветущий сад»
Беседа по теме занятия. Обсуждение и составление плана работы. Показ способа выполнения работы. Практическая деятельность учащихся. Выставка работ.
11 «Превращение ладошки» Игровой момент «Знакомство ладошками». Обыгрывается картина «Наша мечта о лете». Рассматривание рисунков в технике «оттиски ладошками». Практическая работа.
12 «Моя любимая мама» Знакомство с жанром портрета и способом его рисования. Презентация слайдов «Художники – портретисты». Показ техники рисования портрета. Самостоятельная работа. Подведение итогов занятия.
13 «Обитатели аквариума» Просмотр презентации «Обитатели аквариума», чтение стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка». Показ способа выполнения техники. Творческая работа. Выставка работ.
14 «Зимний лес» Введение в тему занятия: чтение стихотворения, прослушивание музыкальных фрагментов. Просмотр презентации «Зимний лес». Обсуждение композиции рисунка. Показ техники рисования. Самостоятельная работа учащихся. Выставка работ.
15 «Зимние узоры» Беседа о временах года. Презентация «Зимние узоры на окне». Показ последовательности выполнения рисунка. Творческая практическая деятельность учащихся. Оценка своих работ.
16 «Русская матрёшка» Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского- Майдана. Показ презентации «История матрёшки», «Этапы росписи матрёшки». Самостоятельная работа учащихся. Итог занятия.
17 «Снежная фантазия» Беседа о зиме, чтение стихотворений, прослушивание музыки. Просмотр презентации «Русская зима в изображении художников». Показ техники выполнения работы. Самостоятельная деятельность. Подведение результатов.
18 «Зимний вечер» Показ презентации «Виды пейзажа», чтение стихотворений А.С. Пушкина «Зимний вечер». Объяснение техники выполнения работы. Самостоятельная деятельность. Выставка рисунков.
19 «Семья снеговиков» Беседа о времени года и о зимних забавах. Чтение стихотворений, загадки о зиме. Показ техники рисования мятой бумагой. Составление плана работы. Самостоятельная деятельность. Выставка работ.
20 «Бабочки» Показ презентации «Бабочки», чтение стихотворения А.Фета «Бабочка». Показ техники рисования. Самостоятельная работа. Выставка работ.
21 «Посмотри на небо. Облака» Показ слайдов репродукций художника Н.Рериха. Беседа по теме занятия. Игра «На что похожи облака?» Показ техники рисования. Практическая работа. Подведение итогов занятия.
22 «Весёлый зоопарк» Вводная беседа о технике выполнения работ. Загадки о животных. Объяснение материала. Выполнение работы. Оценка работ.
23 «Голубое чудо» Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. Заключительная часть. Подведение итогов.
24 «Филимоновские игрушки» Презентация «Филимоновские игрушки». Исследование декора игрушки. Составляется таблица. Роспись игрушек. Просмотр и оценивание работ.
25 «Мы рисуем море» Знакомство с творчеством художника – мариниста И.К.Айвазовского. Выбор техники рисования. Самостоятельная работа. Выставка работ.
26 «Звездное небо» Введение в тему занятия, беседа о празднике – День космонавтики. Презентация «Космический пейзаж». Показ техники выполнения работы. Самостоятельная работа. Подведение итогов.
27 «Весна пришла»
Беседа об изменениях в живой природе с приходом весны. Презентация «Творчество художников К.Юона, Ф.Васильева». Выбор техники рисования. Творческая работа детей. Итог занятия.
28 «Птица счастья»
Познакомить детей с народными традициями встречи весны, с образцом птицы счастья, с её символикой. Объяснение техники выполнения. Самостоятельная работа. Подведение итогов.
29 «Весенний натюрморт» Беседа по теме урока. Демонстрация слайдов с изображением репродукций русских художников И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды», Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Показ способа рисования. Самостоятельная работа. Выставка работ.
30 «Волшебные цветы» Познакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства – жостовскими подносами. Игра «Назови лишний предмет». Составление композиции из цветов. Выполнение работы. Выставка работ.
31 «Цветущая верба» Рассказ о празднике весны. Обсуждение техники выполнения работы. Составление плана. Творческая работа учащихся. Выставка работ.
32 «День Победы» Презентация на тему «День Победы», беседа, чтение стихотворений. Рисование в технике граттаж.
33 «Лето, здравствуй!» Ознакомить с творчеством художников, изобразивших лето. Создание сюжетных композиций разными художественными средствами. Подведение итогов.
34 «Я – юный художник» Самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. Выставка и обсуждение работ. Подведение итогов года.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Волшебные краски» в начальной школе должны быть достигнуты
Личностные результаты
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
• знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.
знание видов художественной деятельности
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Формы и методы работыПрограмма предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий)
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в классе.
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Условия реализации программы.
Нетрадиционные техники:Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Коллаж.
Материалы:
Акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктельные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.Предполагаемые результаты.В результате проводимых занятий ученики должны:
Проявлять повышенный интерес к художественной деятельности.
освоить основы видов художественной деятельности; изображение на плоскости, декоративную художественную деятельность.
овладеть навыками изобразительной грамоты
знать народные художественные промыслы России.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства, самостоятельной творческой деятельности.
Активно участвовать в художественных выставках изобразительного искусства в школе
Ценить свой труд, уважать чужой.
Уметь применять теоретические знания на практике. Уметь пользоваться художественным материалом.
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть графическими и живописными навыками. Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
В результате работы по программе «Волшебные краски» обучающиеся научатся:понимать графику, живопись, декоративно- прикладное творчество, как вид искусства, средства выразительности в графике, живописи.
овладеть основами изобразительных техник (гуашь акварель, коллаж)
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии в творческих рисунках, как и умение, выражать свои мысли в тематической композиции;
составлять цветовые сочетания, композиции, узоры, орнаменты;
приобретут
приобретут навыки в декоративно- прикладной деятельности;
приобретут первичные навыки изображения предметов с натуры.
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тематический план

п/п Названия темы
занятия Количество часов
Всего Теория Практика
1 «Волшебные краски». Путешествие по радуге. 1 0,5 0,5
2 Форма и цвет предметов. «Осенние листья» 1 0,5 0,5
3 «Осеннее дерево» 1 0,5 0,5
4 «Любимые животные» 1 0,5 0,5
5 «Фруктовая мозаика» 1 0,5 0,5
6 «Красивый зайчик» 1 0,5 0,5
7 «В подводном мире» 1 0,5 0,5
8 «Сюжетный натюрморт» 1 0,5 0,5
9 «Птицы волшебного сада» 1 0,5 0,5
10 «Цветущий сад» 1 0,5 0,5
11 «Превращение ладошки» 1 0,5 0,5
12 «Моя любимая мама» 1 0,5 0,5
13 «Обитатели аквариума» 1 0,5 0,5
14 «Зимний лес» 1 0,5 0,5
15 «Зимние узоры» 1 0,5 0,5
16 «Русская матрёшка» 1 0,5 0,5
17 «Снежная фантазия» 1 0,5 0,5
18 «Зимний вечер» 1 0,5 0,5
19 «Семья снеговиков» 1 0,5 0,5
20 «Бабочки» 1 0,5 0,5
21 «Посмотри на небо. Облака» 1 0,5 0,5
22 «Весёлый зоопарк» 1 0,5 0,5
23 «Голубое чудо» 1 0,5 0,5
24 «Филимоновские игрушки» 1 0,5 0,5
25 «Мы рисуем море» 1 0,5 0,5
26 «Звездное небо» 1 0,5 0,5
27 «Весна пришла» 1 0,5 0,5
28 «Птица счастья» 1 0,5 0,5
29 «Весенний натюрморт» 1 0,5 0,5
30 «Волшебные цветы» 1 0,5 0,5
31 «Цветущая верба» 1 0,5 0,5
32 «День Победы» 1 0,5 0,5
33 «Лето, здравствуй!» 1 0,5 0,5
34 «Я – юный художник» 1 0,5 0,5
Всего: 34 17 17
Методическое обеспечение

п/п Названия темы
занятия Техническое оснащение, дидактический материал Форма занятий Приемы и методы Итог
1 «Волшебные краски»
Путешествие по радуге. Детская песня «Где водятся волшебники», песня «В коробке с карандашами».
Игра - путешествие Словесные, наглядные, практические. Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.
2 Форма и цвет предметов. «Осенние листья»
Презентация «Осенние пейзажи». Музыка П.И.Чайковского «Времена года». Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Познакомить с техникой акварельной живописи. Научить работать методом (печатанье листьями).
3 «Осеннее дерево» Презентация «Последовательность рисования дерева» Экскурсия Словесные, наглядные, практические, ИКТ Знать осенние изменения в природе,
Уметь рисовать по воображению, (срисовывать с образца). Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.
4 Любимые животные (тычок жесткой кистью) Наглядные пособия с изображением животных, презентация «Загадки о животных». Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных.
5 «Фруктовая мозаика» Муляжи фруктов для натюрморта, презентация «Искусство натюрморта» Урок применения знаний и умений Словесные, наглядные, практические, ИКТ Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов и овощей, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.
6 «Красивый зайчик» Презентация «Художники – анималисты» Урок применения знаний и умений Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.
7 «В подводном мире» Презентация «Подводный мир».
Музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». Урок открытия новых знаний Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли.
8 «Сюжетный натюрморт» Натурная постановка, презентация «Последовательность рисования натюрморта» Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками.
9 «Птицы волшебного сада» Репродукции изделий декоративно-прикладного искусства; фотографии; сами изделия. Урок – практикум. Словесные, наглядные, практические, ИКТ Знать понятие «народные промыслы». Знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства; знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи – «птицей»; знакомство с изображением различных видов Городецких птиц.
10 «Цветущий сад»
Репродукции картин, фотографий с изображением цветущего сада, образец учителя. Урок применения знаний и умений Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
11 «Превращение
Ладошки» Презентация «Рисуем ладошками» Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.
12 «Моя любимая мама» Презентация «Портретный жанр», образцы рисунков. Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами.
13 «Обитатели аквариума» Иллюстрации  с изображениями рыб, детские работы с аквариумами. Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета.
14 «Зимний лес» (тычкование) Музыкальный фрагмент: П.И.Чайковский «Зимние грёзы», презентация «Зимний лес». Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.
15 «Зимние узоры» Презентация «Зимние узоры на окне» Урок-практикум.
Словесные, наглядные, практические, ИКТ Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
16 «Русская матрешка» Презентация «История матрешки». Песня «Матрешки». Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закрепить умение рисовать игрушки. Развивать чувство композиции. Научить технике коллаж.
17 «Снежная фантазия» Репродукции картин – зимних пейзажей. Урок – исследование.
Словесные, наглядные, практические, ИКТ Уметь составлять узоры снежинок, пользоваться гуашью, штампами.
18 «Зимний вечер» Звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, романс на слова Пушкина. Презентация «Зимние пейзажи» Урок - творчества Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа.
19 «Семья снеговиков» Презентация «Нетрадиционные техники рисования» Урок открытия новых знаний Словесные, наглядные, практические, ИКТ Научить рисовать мятой бумагой. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке зимнюю природу.
20 «Бабочки» Презентация «Монотипия – страна чудес!» Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Научить рисовать ножницами. Развивать воображение, творчество.
21 «Посмотри на небо. Облака» Презентация с репродукциями, с фотоматериалом. Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Познакомить с техникой зеркальное отображение. Воспитывать усидчивость, терпение и желание довести дело до конца.
22 «Веселый зоопарк» Презентация «Загадки о животных» Урок открытия новых знаний Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять умение рисовать животных, используя технику «рисование манкой».
23 «Голубое чудо» Презентация «Гжель» Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров.
24 «Филимоновские игрушки» Презентация «Филимоновские игрушки». Урок открытия новых знаний Словесные, наглядные, практические, ИКТ Знать понятие «народные промыслы»,
Уметь выделять формы игрушек, рисовать по образцам, отличать филимоновскую игрушку от других игрушек.
25 «Мы рисуем море» Презентация «Художники – маринисты» Творческая мастерская. Словесные, наглядные, практические, ИКТ Научатся выполнять рисунок "техникой рисования по мятой сухой поверхности, познакомятся с творчеством русского художника мариниста И. К. Айвазовского.
26 «Звездное небо» Фотографии и рисунки на тему космоса. Музыка «Земля в иллюминаторе». Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
27 «Весна пришла»
Презентация «Творчество художников К.Юона, Ф.Васильева», пьеса П. И. Чайковского «Времена года». Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя технику «кляксография – ниточкой».
28 «Птица счастья»
Презентация «Образ птицы – в народном искусстве» Урок - практикум Словесные, наглядные, практические, ИКТ Познакомить с образом птицы – символом добра, счастья, благополучия. Учить рисованию штрихом.
29 «Весенний натюрморт» Презентация «Жанр – натюрморт», натурная постановка. Урок открытия новых знаний Словесные, наглядные, практические, ИКТ Расширить представления о жанре натюрморта. Знать последовательность выполнения действий при монотипии.
30 «Волшебные цветы» Презентация «Жостовские подносы» Творческая мастерская. Словесные, наглядные, практические, ИКТ Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью.
31 «Цветущая верба» Презентация «Праздник Вербное воскресение» Урок развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Познакомить с обычаями и традициями русского народа, православными праздником  Вербное воскресение. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.
32 «День Победы» Презентация «День Победы» Урок - творчества Словесные, наглядные, практические, ИКТ Уметь разрабатывать идеи творческой работы
средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.
33 «Лето, здравствуй!» Произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летнем отдыхе. Урок – развития умений и навыков Словесные, наглядные, практические, ИКТ Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
34 «Я – юный художник» Выставка работ. Урок - обобщение Творческий отчёт. Закрепить графические умения и навыки. Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
Методические пособия и книги для учителя.
Учебно-наглядные пособия.
Печатные пособия.
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Репродукции картин.
Технические средства обучения.
Персональный ноутбук.
Образовательные ресурсы (диски).
Учебно-практическое оборудование.
Краски акварельные, гуашевые.
Тушь.
Фломастеры.
Восковые мелки
Кисти беличьи, кисти из щетины.
Емкости для воды
Пластилин.
Клей.
Ножницы. Модели и натурный фонд.
Муляжи фруктов и овощей.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Керамические изделия.
Предметы быта.
ПриложениеНетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистьюСредства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон кштемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета
берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттажСредства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
НабрызгСредства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика 5 см).П(5
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Зеркальное отображение
Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться — разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.
Коллаж
это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка.