Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса Волшебные краски


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Краснополянская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза генерал-полковника А. И. Родимцева” Черемисиновского района Курской области
Принята на заседании ПС Утверждаю
Протокол № __ от ____ 2015г.
Директор школы ______ Пикалов В.И.
Приказ №___ от ______2015г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные краски»
в рамках общекультурного направления
для 3 а класса



Дремова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка
Программа «Волшебные краски» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с рекомендациями Примерной программы художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству Б.Н. Неменского.
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
Программа актуальна, поскольку является предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир, проявить и реализовать свои творческие способности.
  Практическая значимость. Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Внеурочная деятельность курса «Волшебные краски» играет важную роль в выполнении основной образовательной программы НОО.
Цель программы «Волшебные краски» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
* развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
* научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
* научить правильно использовать термины , формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 
Описание ценностных ориентиров содержания программы курса 
Приоритетная цель курса «Волшебные краски»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты
  В результате работы по программе « Волшебные краски» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Программа «Волшебные краски» рассчитана на учащихся 9 лет ( 3 класс)
Общий объём времени, отводимого на изучение предмета в 3 классе, составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Набор свободный, по желанию родителей.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Прогнозируемые результаты
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Основным инструментарием отслеживания результатов является карта наблюдений, лист самооценки.
Уровни результатов работы по программе:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня и частично третьего уровня.
Содержание курса
Программа построена содержательными блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получат не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. 
Рисование
Выполнение рисунка по памяти и представлению. Рисование элементов дымковской игрушки. Рисование грузовой и легковой машин. Составление композиций «Городской и общественный транспорт». Рисование на тему «Речная рыба», «Морские хищные рыбы», «Аквариумная рыбка». Выполнение эскиза птиц и животных. Составление и выполнение декоративного узора на полосе, в круге. Выполнение гжельского узора на предмете «Зимние бабочки», «Гжельская роспись на кувшине», «Гжельский узор в полосе», «Гжельский узор в квадрате». Выполнение декоративной композиции на основе художественных особенностей хохломской росписи: «Элементы хохломской росписи», «Веточка хохломской росписи», «Хохломская роспись в круге», «Золотые узоры», «Рисование на разделочной доске», «Хохломской узор на деревянной ложке». Выполнение декоративного узора жостовской росписи.
Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, кисточка, салфетка.
Формы проведения занятий: беседа, рассказ, занятие-путешествие, художественная мастерская, лекция, практическая работа, занятие-сказка, работа по технологическим картам.Методическое обеспечение: план-конспект, тематические иллюстрации, тематические загадки, схемы, таблицы «Элементы дымковской игрушки», «Элементы гжельской росписи», «Элементы Городецкой росписи», «Элементы жостовской росписи».Формы подведения итогов: опрос, игры, конкурс, выставка, рефлексия.
.Лепка
История развития дымковской игрушки. История художественной керамики. Сюжетная лепка: «Моя любимая игрушка», «Уточка с утятами», «Лепка глиняной игрушки», «Дымковский козлик».
Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, подставка, стека, гуашь, салфетка.
Формы проведения занятий: занятие-игра, рассказ, лекция, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, схема «Этапы выполнения лепки».
Формы подведения итогов: выставка-ярмарка.
.Аппликация
Эскиз аппликации «Подарок маме». Выполнение аппликации из бумаги.
Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, салфетка.
Формы проведения занятий: рассказ, практическая работа.
Методическое обеспечение: план-конспект, образец педагога.
Формы подведения итогов: выставка, рефлексия.
.Край, в котором ты живешь.
Рисование на тему: «Красота родной природы». Рисование с натуры или по памяти деревьев: березы, тополя, ели, сосны.
Каждое занятие приблизительно поделено на 2 части (теория, практика).
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятия Кол-во часов Дата
план факт
1. Рисование «Как я провел лето» 1 2 Рисование «Осеннее убранство природы» 1 3 Рисование «Осенние листочки в букете» 1 4 Зарисовка с натуры листьев деревьев 1 5-6 Рисование березы, ели 2 7 Рисование «Элементы дымковской игрушки» 1 8-9 Лепка и рисование «Дымковского козлика» 2 10 Рисование «Голубая сказка гжели» 1 11 Рисование «Элементы гжельской росписи в круге» 1 12 Рисование «Элементы гжельской росписи в полосе» 1 13 Рисование
«Зимний лес» 1 14 Аппликация «Зимние забавы» 1 15 Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза» 1 16 Рисование «Транспорта» 1 17 Лепка «Мой любимый транспорт» 1 18 Аппликация «Машина будущего» 1 19 Рисование «Лесных зверей» 1 20 Рисование «Домашних зверей» 1 21 Рисование «Весенний букет» 1 22 Рисование «Экзотической птички» 1 23 Рисование «Элементов хохломской росписи» 1 24-25 Рисование «Хохломского узора на деревянной ложке» 2 26-27 Лепка и рисование «Жостовская роспись» 2 29-30 Рисование «Красота родной природы» 2 32-33 «Мы рисуем отгадки к народным загадкам» 2 33-34 Рисование «Памятники природы и культуры родного края» 2 Литература:
Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры\ авт. Сост. М.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2010.
Изобразительное искусство в начальной школе: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений \ Кузин В.С., Кубышкин Э.И. М.:Дрофа,2012
Карандаш – волшебник\ Пал Корчмарош- отпечатано в АП «Сибтиппроект»
Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. нач. шк.\Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012.