РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной работы для детей с ОВЗ 1-4 классов «Коррекция устной речи у учащихся с ОВЗ» (в рамках внеурочной деятельности НОО по ФГОС)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 22
Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №___________
от «_____»___________2016г. Утверждаю:
директор МБОУ СОШ № 22
_____________Л.Г. Денисенко
«____»_________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной работы для детей с ОВЗ 1-4 классов
«Коррекция устной речи у учащихся с ОВЗ»
(в рамках внеурочной деятельности НОО по ФГОС)
В неделю - 1 час
За год - 1кл.-33 недели, 33 часа; 2-4 кл.- по 34 недели, 102 часа
Направление: коррекционное (индивидуальные занятия)
Возраст: 7-11 лет
Срок реализации: 2016-2021 учебный год
Учитель-логопед: Кукушкина Ирина Николаевна
Программа разработана на основе: Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996
Краснодар 2016г.
Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г. № 164, от 19.10.2009 г. № 427);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015-2016 учебный год.
Информационное письмо о подходах к разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 09.03.2012 №10-1060/11.
Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ от 8.06 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой под редакцией В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого  (Концепция и программы для начальных классов  УМК «ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014г.).
Рабочая программа «Логопедические занятия для учащихся 1-4 классов с ФНР, ФФНР, ОНР по коррекции звукопроизношения» адаптирована для обучения с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) вариант 7.1 и с учетом особенностей их психофизического развития.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ Министерство образования и наук Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы УУД, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. На основании анализа результатов диагностики речевого развития учащихся по тестовой методике Т.А. Фотековой, дополненной обследованием письменной речи (по окончании учащимися первого класса).
Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержания программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) - общее недоразвитие речи (ОНР).
Установлено, что у детей с нарушениями речи (особенно у детей с ОНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
неустойчивое внимание;
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; недостаточное развитие способности к переключению;
недостаточная способность к запоминанию;
недостаточная сформированность словесно – логического мышления;
пониженная познавательная активность в области языковых явлений;
неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности.
Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скоррегировать и компенсировать.
Цель программы: освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.
При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также постоянно иметь в виду специфические задачи:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;
развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);
формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;
усвоением приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях. Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.
Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений: Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей; Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
2. Заданные ФГОС УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
3. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Рабочая программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Особенности планирования коррекционной работы.
2. Развитие фонетико - фонематической стороны речи.
3. Развитие лексико - грамматической стороны речи.
4. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.
5. Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия. Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания
логопедической помощи школьникам, имеющим нарушение звукопроизношения с ФФН, ОНР.
Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.
программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Программа опирается на следующие принципы:
системности;
комплексности;
деятельностный;
онтогенетический;
обходного пути;
общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Направленность
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической, лексико-грамматической, связной стороны речи.
Задачи программы:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
Развитие речевого дыхания.
Постановка звуков и ввод их в речь.
Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Адресат программы: школьники 6-11 лет, имеющие нарушения:
звукопроизношения;
фонематического слуха.
Лексико-грамматического строя речи.
Организационный раздел программы
2.1 Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
Привитие детям навыков коммуникативного общения.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и (или) подгрупповых занятий.
Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию школьников в семье).
Организация эффективного коррекционно-развивающегосопровождения детей с ОВЗ. Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии школьников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации,
- дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
Поваляева М.А. Справочник логопеда.
Безрукова О.А., Приходько О.Г.. Методические рекомендации по ведению речевой карты.
Безрукова О.А., КаленковаО.Н.. Диагностика речи детей дошкольного возраста.
Материалы для специалиста образовательного учреждения.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Детальное изучение данных диагностических методик позволило определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.
Данные мониторинга используются для проектирования
индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы
(индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач сучетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НВОНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и (или) подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения –индивидуальная, подвижными микрогруппами и (или)подгрупповая. В соответствии с ФГОС НОО основной формой работы с детьми школьниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной изосновных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий с детьми 15-20 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МБОУ СОШ № 22 и учителями, логопед может брать детей со всех занятий. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
совершенствование мимической моторики.
совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
развитие артикуляционного и голосового аппарата;
развитие просодической стороны речи;
формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным учащимся включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ ГБОУ СОШ ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Нарушения устной речи Направления коррекционной работы
Фонетическое недоразвитие речи - коррекция звукопроизношения
Фонетико-фонематическое - развитие фонематическогонедоразвитие речи восприятия;
- совершенствование слоговойструктуры слов;
- коррекция звукопроизношения.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Задача:
Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формированиеи развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессесистематическихтренировоковладениекомплексом
пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВв такой последовательности:
-свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Шсонор Л
шипящий Жсоноры Р, Р'
шипящие Ч, ЩСпособ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
Для свистящих: «Улыбка», «Заборчик»,«Лопатка» «Желобок»,
«Щеточка», «Футбол»,«Фокус»;
Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
Для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
Для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков
проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе: а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямыхслогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
– З, СЬ – Ц, С – Ш;
– З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ,Ч – СЬ,Ч – Щ;
– С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л,Р – РЬ,РЬ – ЛЬ,РЬ – Й,ЛЬ – Л
6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы ин-дивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успеш-ному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯи навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания,
мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.
Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные(поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.
3.1.Перспективное планирование работы с детьми имеющими ОВЗ в 1-4 классах
Постановка Введение поставленных звуков в речь Речевой материал
произношения звуков Диагностика I этап Диагностика по Фотековойречевых и неречевых Изучение психических функций. Сбор анамнестическихфункций ребенка сведений. Логопедическое заключение. Формирование II этап Артикуляционные упражнения.
артикуляторной базы Формирование и развитие артикуляторной базы, Упражнения и задания для развития
развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психических процессов.
психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. Постановка звуков III этап Составляется из правильно
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и произносимых звуков
синтеза. Продолжение IV этап Насыщается вновь поставленным
постановки звука, Введение в речь первого поставленного звука; звуком. Из упражнений исключаются
отработка звука а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, звуки близкие к поставленномуфразах, в тексте; (например закрепляется л
б) устный и письменный анализ и синтез слов. исключаются л', если ребенок не
произносит р, р', то и они)
Дифференциация V этап Насыщается дифференцируемыми
звуков сходных поДифференциация изученного и поставленных раннее звуками и закрепляемым звуком. Из
звучанию звуков. упражнений исключаются близкие,
еще не отработанные звуки.
647700543560





650240541020





10041255541020





Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками
фонетической стороны речи.
системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
-635008890




СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей нач. классов ____________ В.В. Дмитриева
МБОУ СОШ № 22 _____________2016 года
от 26.08.2016 года № 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 22
Утверждаю:
Зам.директора по УМР
_____________В.В. Дмитриева
«____»_________________2016 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «Коррекция устной речи у учащихся с ОВЗ»
Класс: 1 «Г» группа № 1,2,3 (1 группа – 4 учащихся с ОВЗ)
Учитель-логопед (Ф.И.О) Кукушкина Ирина Николаевна
Количество часов: всего 99 часа; в неделю 3 часа с каждой группой
Планирование составлено на основе рабочей программы И.Н. Кукушкиной, утвержденной решением педагогического совета № 1 от «30 » августа 2016 г.
Планирование составлено на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
166370-2057400
Краснадар,2016
Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

Тема Кол-во
часов Сроки Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные
Личностные Деятельность
Обучающихся
план Факт Обследование знаний и умений учащихся поступивших 1 класс с 01 по 15 сентября Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»
Разучивание общих упражнений. 1 Различать звуки и буквы.
Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.
Пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика:
«Сказка о веселом язычке».
Дыхательная гимнастика. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире
Учить детей следить заправильным положением
органов артикуляции.
Формировать навыки
правильного дыхания. Общее
развитие речевого аппарата.
Развивать мелкую моторику
рук. Закрепить положение
органов артикуляции. Вызвать
интерес к логопедическимзанятиям. Познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение
использование знаково-символических средств.
личностное переживание
Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей,
нравственно-эстетическое оценивание , оценка
Регулятивные УУД:
- организовать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
Разучивание базового упражнения для звука С. 1 Автоматизация звука С в слогах. 1 Автоматизация звука С в словах. 1 Произнесение слов со стечением согласных. 1 Автоматизация звука С в словосочетаниях. 1 Автоматизация звука С в предложениях. 1 Автоматизация звука С в чистоговорках, скороговорках. 1 Автоматизация звука С в связных текстах. 1 Постановка звука С,. 1 Автоматизация звука С, в слогах. 1 Автоматизация звука С, в словах. 1 Произнесение слов со стечением согласных. 1 Автоматизация звука С, в словосочетаниях. 1 Автоматизация звука С, в предложениях. 1 Автоматизация звука С, в чистоговорках, скороговорках 1 Автоматизация звука З, в связных текстах. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Постановка звука Ц. 1 Автоматизация звука Ц в слогах. 1 Автоматизация звука Ц в словах. 1 Автоматизация звука Ц в словосочетаниях. 1 Автоматизация звука Ц в предложениях. 1 Автоматизация звука Ц в чистоговорках, скороговорках. 1 Автоматизация звука Ц в связных текстах. 1 Дифференциация звуков С, С,, З, З,, Ц. 1 Дифференциация звуков С, С,, З, З,, Ц. 1 Автоматизация звука З, в связных текстах. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Дифференциация звуков З, З,. 1 Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа
детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов).
- М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-
логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
21. в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,
22. 1999.
23. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
25. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
26. вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
52