РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Макраме»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Макраме»
(начальное общее образование)
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Милованова Людмила Александровна
село Верхняя Тойда
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов – 1 час.
Количество часов в год – 16 часов
Уровень рабочей программы - базовый
Классификация рабочей программы - модифицированная
Цели рабочей программы: создание условий для развития творческой личности, самовыражение и самоопределение каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
формирование целостной картины мира, развитие универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»( с изменениями от 08.06.2015 г.)
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Устав МКОУ Верхнетойденской СОШ
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом.
         Занятия художественной практической деятельностью дают представление детям о широкой картине мира прикладного творчества. Практическая деятельность по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, помогут детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Практические занятия в технике макраме будут способствовать приобщению обучающихся к самостоятельной работе, развитию творческих способностей, мышления, фантазии, художественного вкуса, расширению кругозора, повышению культурного уровня, воспитанию трудовых навыков, аккуратности, развитию координации движения, мелкой моторики и сенсорики пальцев.
Макраме – древнейший вид декоративного рукоделия, искусство узелкового плетения. Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы.          Умение вязать узлы ценилось и передавалось от отца к сыну. Постепенно узлы усложнялись и совершенствовались, становились загадочней, интересней. Этому способствовали мореплаватели , которые во время долгих походов изобрели много прочных и красивых узлов. Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение применяли для самых различных целей во многих цивилизациях.
   Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. В разных странах такое плетение называли по-разному: мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, вязь, на Руси – науз.
   Плетеные изделия вошли в моду в России в конце 19 века. В монастырях мастерицы узелкового плетения изготавливали коврики, шторы подвески для цветов, гобелены. Тогда были выпущены в России несколько переводных книг по макраме.
   И сегодня без узлов не могут обойтись ни моряки, ни рыбаки, ни альпинисты. Узлы необходимы также аквалангистам и пожарным, ткачам и портным, хирургам и строителям.
В наше время число названий морских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. В декоративном рукоделии макраме используется около 15 узлов и всевозможные переплетения на их основе.
Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Выполненные в технике макраме сумочки, колье, браслеты, пояса подчеркнут индивидуальность ребенка, а сувенир, сплетенный своими руками, будет отличным подарком. Панно, покрывала, дорожки, занавески, кашпо и ширмы прекрасно дополнят оформление квартиры. Эти изделия отличаются не только прочностью, но и красотой, в таких вещах есть душа.
Сроки реализации программы:
Программа предназначена для обучающихся 1-4 кл. в возрасте от 6 до 11 лет, рассчитана на полгода года в объеме 16 занятий, по 1 ч. в неделю. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во внеучебное время, продолжительность занятия 40 минут
( в соответствии с СанПином). Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленным за классом,Планируемые результаты освоения учащимися программы «Макраме»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новому виду прикладного творчества, к новому способу самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
Введение. Заглянем в прошлое.
Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.
Заглянем в прошлое. Гордиев узел.
Искусство вязание узлов.
Простой узел. Двойной плоский узел. Цепочка «Хамелеон». Узор «Шахматка. Цепочка «Паутинка». Репсовый узел. Горизонтальный ряд. Цветочная композиция (закладка).
Учебно-тематический план

п/пНаименование разделов и тем. Кол-во
часов
Раздел № 1
Введение. Заглянем в прошлое.
2
1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. 1
2. Заглянем в прошлое. Гордиев узел. 1
Раздел № 2
Искусство вязание узлов. 14
3. Простой узел. 1
4 Двойной плоский узел. 2
5. Цепочка «Хамелеон». 2
6. Узор «Шахматка. 1
7 Цепочка «Паутинка». 1
8 Репсовый узел. 2
9. Горизонтальный ряд. 1
10. Цветочная композиция (закладка). 4
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАТехническое оснащение программы.
Средства обучения:
аудиовизуальные;
технические (проектор, компьютер);
учебное оборудование;
наглядные пособия.
Методические пособия:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров

Подпись учителя:__________________
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения №
п/пНаименование разделов и тем.
Раздел № 1
Введение. Заглянем в прошлое. 2 ч.
1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.
2. Заглянем в прошлое. Гордиев узел.
Раздел № 2
Искусство вязание узлов. 14 ч.
3. Простой узел.
4 Двойной плоский узел.
5. Двойной плоский узел.
6. Цепочка «Хамелеон».
7. Цепочка «Хамелеон».
8. Узор «Шахматка.
9 Цепочка «Паутинка».
10 Репсовый узел.
11 Репсовый узел.
12 Горизонтальный ряд.
13. Цветочная композиция (закладка).
14. Цветочная композиция (закладка).
15. Цветочная композиция (закладка).
16. Цветочная композиция (закладка).