Статья «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на занятиях по внеурочной деятельности «Гимнастика для ума».



МБОУ «Кустовская средняя общеобразовательная школа»
«Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на занятиях по внеурочной деятельности «Гимнастика для ума».
Автор:
Иванчук Валентина Николаевна
учитель начальных классов
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необхо-димы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Не случайно мною был выбран курс для занятий по внеурочной деятельности по авторской программе Кириловой И.Ю. «Гимнастика для ума» (Белгород, 2014).
Актуальность. Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является развитие системы дополнительного образования, обеспечивающей воспитание разносторонне развитой личности с полным набором необходимых знаний, умений и компетенций. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Гимнастика для ума” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Педагогическая целесообразность программы.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Целью данной программы является: развитие у младших школьников способности к анализу языковых понятий с выделением существенных и несущественных признаков; к осуществлению генерализации и выведению общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Задачи: развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи; развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность; проект как метод познания; научные методы наблюдения, анализа и т.п.); формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку.
Отличительные особенности программы: содержание курса строится на основе деятельностного подхода; использование игровой и практической деятельности; развитие творческих способностей детей через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий (технология  разноуровневого обучения, развивающее обучение, технология  обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология); формирование способностей у младших школьников к коллективной и самостоятельной работе.
В рамках развивающего курса “Гимнастика ума” можно использовать тот же, что и на уроке, арсенал методов обучения с внесением небольших корректив. Значительное место при проведении занятий занимают игры, в том числе и сюжетно-ролевые. Широко используется системно –деятельност-ный подход, словесные методы обучения, методы наблюдения за предметами и объектами. С целью воспитания у школьников самостоятельности, инициа-тивы, развития их творческих возможностей используются методы, включающие элементы исследования, самостоятельного добывания знаний, вырабатывающие умение применять знания в новых условиях, активизирую-щие познавательную деятельность учащихся.
На своих занятиях по внеурочной деятельности по программе я часто использую: игры, разлибуки, шарады, ребусы, анаграммы, омографы, логогрифы, загадки.
Игра «Наборщики».
(Класс – 2 команды.) На доске записаны слоги:
ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.РазлибукиС «С» - и чаща он, и бор,
Вереск, мох и мухомор.
С «В» - что царь зверей, не хвастай,
Африканский кот гривастый! (лес – лев)
Шарады
Мой первый слог в плите горит отлично,
А слог второй – местоименье личное.
А всё словечко это означает
То, что для укращенья разбивают. (газ+он=газон)
Анаграммы
Обломился в чаще сук – И раздался этот звук.
Ухитрись-ка в слове буквы так местами поменять,
Чтобы что-нибудь прибавить,
А не что-нибудь отнять. (треск – крест)
Омографы
Если слог второй ударный – И врезной я, и амбарный.
Переставишь ударенье – Мощное сооружение. (замок – замок)
Логогрифы
Из коротенького слова приготовишь гору плова!
А прицепишь букву к слову – будь к опасностям готовым! (рис – риск)
Загадки
а) Я в дождь гулял, но не промок:
Мне блин на палочке помог! (Зонтик)
б) Над лугом июльским порхает цветок,
В кувшинчик с нектаром суёт хоботок. (бабочка)
И самое важное, как я думаю, в работе с младшими школьниками, это – методика. Занимательности и интереса я достигаю неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения занятия, поэтому я стараюсь чаще использовать различные презентации. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.
Таким образом, занимательный материал может быть самым разнообраз-ным, поэтому педагог должен обязательно на каждом занятии использовать игры, загадки, ребусы, шарады, логогрифы, тем самым прививать познава-тельный интерес к данному курсу по внеурочной деятельности.       Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Список используемой литературы:
Асмолов А.Г; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред.
А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Кузьмина-Завьялова Л.Н. Мозговёртки – Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – 112 с.
Кузьмина-Завьялова Л.Н., Павлова О.А., Кирилова И.Ю. Рабочая тетрадь к факультативному курсу «Гимнастика для ума»/ - Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – 118 с.