Презентация Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и игры Воскобовича


Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша и игры Воскобовича. Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…» Я.А. Коменский. 1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.4. Развивать пространственные представления.5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.10 .Развиваем познавательный интерес. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Я.Лернер) показали:-навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы-учиться станет легче, а следовательно и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:- Клад под синим блоком?- Нет, — отвечает ребенок.- Под желтым?- Нет.- Под красным?- Да.- Под большим?- Да.- Под круглым?- Да.Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. Игры ВоскобовичаРазвитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.• Развитие мелкой моторики. Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения. «Игровые педагогические технологии» -это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича. стимулирование и развитие познавательной сферы и выработка определенных навыков и умений. Задачи:Развивать у ребенка познавательный интереса и исследовательскую деятельность.• Развивать наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление и творчество.• Гармонично развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало.• Формировать базисные представления об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлений.• Развивать мелкую моторику. Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Квадраты Воскобовича кораблик БРЫЗГ-БРЫЗГ "Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат") или "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами«. 32 жестких треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.Дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. «Знакомимся с квадратом» (обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др.); «Играем в прятки» (найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком);«Сложи квадрат» (пополам разными способами). Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат;«Путешествие в квадрате» (пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам) Обследование квадрата Знакомство начинаем с обследования квадрата Сделали схемы, ознакомили детей с условными обозначениями важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры. «ЛОДОЧКА» «КОНФЕТКА» «Схемы к четырехцветному квадрату» В чем же назначение занимательности:Первоначальный толчок к познавательному интересу;Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);Внимательны (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы). на занятиях; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности воспитателя и детей в утренний и вечерний отрезок времени, при подготовке к занятиям; на прогулке; дома, родителями с детьми; в ходе праздников и развлечений. Проблемно-игровые По подгруппамИнтегративного характераКомплексные (во взаимосвязи и контексте других содержательных видов деятельности: экология, развитие речи, конструирование, изобразительная)Содержат игры, творческие задания, практические упражнения, пальчиковую гимнастику, моделирование, элементы драматизации) Специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка.Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в их поведении и психике:*возрастает самоконтроль;*появляется самостоятельность деятельности. Развитие логического мышления, умения классифицировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, познавательных и творческих способностей, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обученияОбучение дошкольников в процессе игры приводит к тому, что стремление к получению радости от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения. «Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его.» К.Д. Ушинский «Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения» В.В. Давыдов