Экологический классный час «В гостях у матушки — Природы»

Экологический классный час: «В гостях у матушки - Природы» - 6 класс.
Цель: формирование пониманий необходимости бережного отношения к природе.
Ход мероприятия:
Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем классном часе мы совершим путешествие в гости к матушке - Природе, а именно побываем у жителей лесного царства.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Н. Благинина.
Берендей. Добро пожаловать, гости дорогие, в мои хоромы зеленые. Все леса и рощицы светлые отдала во владения мне матушка-Природа. Строго –настрого наказала беречь каждый кустик, каждое деревце, каждую птаху лесную, каждого зверя мохнатого. Знаете ли вы лес, умеете ли правильно вести себя в нем? Ответьте на вопросы, отгадайте загадки и выполните все задания, которые приготовили для вас мои помощники.
Встречает вас красавица лесов – в белом наряде, в зеленом полушалке. Что за красавица встречает вас? (Береза)
Учитель. По каким признакам вы определили, что это береза? (белая кора, лиственное дерево) Почему кора белая? (В коре находится красящее вещество – бетулин.) Как называют кору березы? (Берестой)
Береза: Поиграем в игру «Угадай растение» и определим, хорошо ли вы растения знаете.
У какого хвойного растения иголки расположены попарно? (сосна)
Из какого хвойного растения делают различные части музыкальных инструментов, особенно скрипки? (ель)
Какое растение является одним из наиболее долговечных, в благополучных условиях доживает до 1000 лет? (дуб)
Какое растение называют дрожащим тополем? (осина)
Почки (листья, кору) каких деревьев человек использует в лечебных целях? (береза, липа, дуб)
Орехи, какого дерева используют для производства очень ценного масла? (кедровая сосна)
Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (тополь)
Из сока какого дерева на Руси издревле готовили квас, прохладительные напитки? (клен)
Как клен может предсказать погоду? (если появились на кленовых листьях «слезы», значит, через некоторое время будет дождь)
Какие деревья и кустарники растут в нашей в наших лесах?
Береза. Спасибо, ребята, что узнали моих друзей.
Учитель. Россия славится березовыми рощами. Целители считают, что березы источник энергии и жизненных сил. Про них сложено много песен, загадок.
В старинной русской песне говорится о «делах» березы.
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
- Почему «мир освещать»? (В старину делали березовые лучины, они горели без копоти и искр.)
-Почему «скрип утишать»? (Дегтем смазывали колеса у телег, и они не скрипели.)
- Почему «чистоту соблюдать»? (Чистоту наводили березовыми метлами, да и в бане березовый веник полезен.)
- А почему березы иногда плачут?
Береза. А кроме нас – растений, в лесу много зверей и птиц, у которых свои проблемы.
Берендей. И эти животные пишут стихи. Только подписей под стихотворениями вы не найдете. Эти поэты скромные. Они прячут свое имя внутри строчек, между слов. Помогите узнать, кто написал каждое из этих двустиший. Первая строка с подсказкой.
(слайды № )
- Молодцы ребята, справились с моим заданием. Послушайте, что это за шум.
Первый турист.
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
Второй турист.
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес, он что, ничей!
Туристы. Ничей!
Первый турист.
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают!
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»
Второй турист.
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки.
Мы цари! Молчи, природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Берендей.
Что за шум в моем лесу?
Что случилось, не пойму?
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей
Посмотри, все изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из- под коры моя слеза течет.
Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.

Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды
- За такое поведенье
Вас судить мое решенье!
Туристы.
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Берендей.
Ранним утром
В лес весенний выйду я,
Что за чудо –
Дерево в цвету!
Неужели, люди, невозможно
Лес цветущий правнукам сберечь?
Учитель. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку – все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо».
Берендей. А ну-ка, ребята помогите этим горе-туристам, подскажите, как правильно вести себя в лесу?
- Не губить!
- Не сорить!
- Не шуметь!
- Беречь природу!
Учитель: Ребята, я вижу, что вы хорошо знаете лес и будете не только добрыми гостями в лесном царстве, но и верными помощниками лесных обитателей.





15