Разработка урока по теме: Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.Пушкина Руслан и Людмила


Тема: Сказочные богатыри. Введение в раздел. Отрывок из поэмыА.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
- воспитывать любовь к Родине, к народу, формировать чувство гордости за страну, за народ.
- развивать любознательность, интерес к историческому прошлому страны.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты
Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Образовательная программа: Школа 2100
Оборудование: проектор, фонограммы, таблицы, карточки для групповой работы, выставка книг, иллюстрации с изображениями богатырей.
Ход:
Антиципация
- Рассмотрите иллюстрацию ( отсканированный рисунок со с. 173).
- Кто это? (Афанасий)
- Какую дверь спешит открыть Афанасий? (проблема)
- Интересно, а кто это рядом с ним? Что он держит в руках? (щит и меч)
- Для чего это ему надо?
- А у кого еще может быть щит и меч? (предположения детей, ответы, подвести к богатырям)
Если не смогут, то прочитать стихотворение:
Я в бою детина ражий, Богатырь поправляет шлем на голове.
Коль заслышу топот вражий, Богатырь прикладывает ладонь к уху и прислушивается.
В миг злодеев проучу –
Порублю Богатырь достает меч из ножен и размахивает им.
                и растопчу! Богатырь громко топает ногами.
А они мне никакогоПричинить вреда не могут – Богатырь пренебрежительно пожимает плечами.
Крепок, словно алатырь, Богатырь бьет себя кулаком в грудь.
Храбрый русский богатырь! - Предположите, какая тема урока? («Богатыри»)
Правильно, но не просто «Богатыри», а «Сказочные богатыри» .
- Какая будет цель нашего урока?
2. Введение в эпоху. Вводная беседа.
- А что вы знаете уже о богатырях?
Звучит фрагмент из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила».
–– Что вы представляли, когда слушали музыку?
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. Они очень любили свой край, занимались земледелием, разводили скот. Но жить спокойно им не давали враги, им приходилось отстаивать свои земли от них, много времени славяне проводили в сражениях. Они были храбрые. Настоящие богатыри. –что заставляло идти их на ратный бой, не жалея своей жизни?
– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
– А каких русских богатырей вы знаете? (картина В.М. Васнецова «Богатыри»).
- Попробуйте узнать о каком богатыре говорится в стихе?
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутренню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел во Киев-град.
- Кто он?
Старый козак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
-Где он на картине?
Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел.
Алёша Попович родился в семье священника.
На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.
– Чем они занимались?
– Как одеты Богатыри? Как называются их доспехи (Доспехи, боевые кони, одежда...)
Работа в группах :- Рассмотреть картинку и найти части боевого снаряжения…
Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
-А что в руках У Алеши Поповича?
( показ лука)
– А есть ли сейчас богатыри ?2.Физкультминутка:
Дружно встали раз, два, три - Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепки расставим,Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво.И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещеЧерез левое плечо.Буквой Л расставим ноги,Точно в танце - руки в боки,Наклонились влево, вправоЗашагали вместе браво.Подрастаем мы, смотри,Станем как богатыри.
3.Работа с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»
- А откуда же мы можем узнать о жизни богатырей, ведь они так давно жили до нас?
Сегодня на уроке звучал фрагмент из оперы М.Глинки « Руслан и Людмила». Композитор написал оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина, отрывок из которой мы будем читать. Поэма Пушкина – богатырская, в ней воспеты богатыри киевского князя Владимира.
Учитель читает отрывок.
Вопросы после прослушивания:
- Что вы представляли, слушая стихи?
- Кто такой Руслан?
- Как вы думаете, чем закончилось сражение?
Откройте учебник с.172
Прочитайте ключевые слова.
поле боевое
вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)
сражение (битва)
чудесный воин (необыкновенный)
пал на басурмана (Кто такой басурман? Что значит «»пал»?)- Предположите, о чем идет речь?
2. Чтение отрывка с комментированием.
После 1–4-й строчек:
– Когда будут происходить события? (Ранним утром.)
– Какие слова это подтверждают? (Яснели – становились отчётливыми, просыпались, ещё в бездейственном покое – время действовать не наступило, дремало поле.)
– Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно.)
После 5–7-й строчек:
– Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
Словарная работа.
– Что значит воспрянув? (Быстро поднялся.)
– Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный.)
– Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках?
([р] – вдруг, прервался, вражий и т.д.)
– Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно.)
– Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (Быстро, с интонацией тревоги.)
– Для кого же крик сражений был внезапным? Прочитаем дальше.
После 8–9-й строчек:
– Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
– Что же случится дальше?
Чтение до конца:
– Какую картину вы представили себе?
– Прочитайте сравнения. Зачем автор их использует?
– Как понимаете строчку: «Наш витязь пал на басурмана...»? (Басурман – враг.)
– Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на басурмана, как гром.)
– Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны? («Грозой несётся…»)
– Какими словами автор рассказывает о действиях воина?
– Перечитайте две последние строчки отрывка. Как вы их понимаете?
3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три части, озаглавить их. Слайд
а) «Дремало поле боевое».
б) «Внезапный крик сражений грянул».
в) «Наш витязь пал на басурмана».
4. Выразительное чтение.
Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части.
-Чему мы учились сейчас?
Мы учились читать отрывок из поэмы А.С. Пушкина
- Как Пушкин относится в Руслану? (Наш)
- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?
- Что можно сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и знал историю страны, уважает богатырей)
- Как вы думаете, есть ли в наше время богатыри?
- Где же их можно встретить?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
– Предположите, о ком и о чём будем читать в разделе «Сказочные богатыри».
– Хочется ли больше узнать о богатырях?
5. Рефлексия
1. Сегодня на уроке я узнал.. 2. Мне удалось на уроке…
3. В дальнейшем мне бы хотелось…

- Оцените свою работу, кто доволен собой?
6. Д/ з: Нарисовать богатыря, как представили.
Читать отрывок из поэмы Пушкина.