Конспект урока: ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОБРАЗЫ СВЕТА И РАДОСТИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ НА ПРИМЕРЕ УВЕРТЮРЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» М.И. ГЛИНКИ


Конспект урока музыки №2 - 3 четверть- 7 класс
Тема урока: Жизнь музыкальных образов в одном произведении. Образы света и радости.
Музыкальная драматургия на примере
увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
Цель: формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
На уроке происходит первое знакомство с увертюрой «Руслан и Людмила», где ребята сами сочиняют музыкальные темы главных героев, позже сравнивая с сочинением композитора Глинки. Выясняют, как уживаются несколько музыкальных образов в одном произведении, что и называется музыкальной драматургией.
Задачи:
1. Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.
2. Повторение форм построения музыки.
3. Проявить интонационно-выразительные особенности музыкальной речи.
4. Формирование музыкальной культуры слушания.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, записи произведений, презентация, плакат с музыкальными эмоциональными терминами.
Музыкальный материал: вокальные упражнения, «Школьный корабль» Г.Струве, «Звездопад» А.Пахмутова, «Песня туристов» К.Молчанов»,увертюра «Руслан и Людмила» М. Глинка - аудиозапись и главные темы в нотном изложении.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Вокальная работа.
Активизация слухового, двигательного, речевого аппарата.
Исполнение песен «Школьный корабль», «Песня туристов», «Звездопад» - работа над выразительностью исполнения, определение характера образов песен.
Романтические образы.
Повторение и закрепление знаний:
а) Закрепление знаний о творчестве М.И.Глинки «Блиц – опрос»
б) Формы построения музыкальных произведений:
Одночастная, двухчастная, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма.
Нарисовать схемы музыкальных форм на доске.
в) Закрепление терминов о сложных музыкальных формах:
- опера - соната
- балет- концерт
- сюита- симфония
3. Введение новой темы:
Сегодня мы обратимся к знаменитой увертюре М Глинки из оперы «Руслан и Людмила» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Сам Глинка говорил об увертюре с гордостью: «Летит на всех парусах». Музыка ее воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение ее героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ибо увертюра основана на важных темах оперы.
- Что такое увертюра?
УВЕРТЮРА – не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная» и т.п.
- Вспомните, с какой самостоятельной увертюрой мы с вами уже знакомились? («Эгмонт» Л. Бетховена).
Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.
- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» попробуйте рассказать о том, что нас ожидает в опере «Руслан и Людмила».
- Какими по характеру предстают перед нами главные герои произведения ( Руслан, Людмила, Черномор)?
Сочиняем на ходу (импровизируем) интонации главных героев.
Затем знакомимся с муз. темами самого композитора. (Вступление, тема Руслана и тема Людмилы – наиграть и пропеть вместе с учащимися).
- Какие инструменты симфонического оркестра должны исполнять тему каждого героя? (предлагают).
Слушание в исполнении симфонического оркестра. Сравнение с собственными сочинениями.
Вступление – громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и словно подстегиваемые ими вихревые гаммаобразные взлеты струнных.
- Что характерно для образа Руслана?
– образ света, радости, богатырской удали.
- Что характерно для образа Людмилы?
– певучая, радостная интонация – образ любви к Людмиле.
- Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликт? Или, может быть, основные темы не противоречат друг другу, а раскрывают разные грани одного и того же взгляда на жизнь? - (Два основных образа хотя и контрастны, но они лишь дополняют друг друга).
Вступление, первая и вторая темы входят в первую часть увертюры, которая называется экспозицией. В ней показывается основной музыкальный материал произведения. (Вернуться к схеме сонатной формы на доске – дорисовать в экспозиции главную и побочную тему).
4. Прослушать экспозицию.
Предложить мальчикам поднять руку, когда начнет звучать тема Руслана, а девочкам – когда начнет звучать тема Людмилы.
5. Итог урока:
Вывод: музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.
- В чем заключается драматургия этого произведения?
- Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.
Схема построения увертюры: подбор музыкальной формы
Вступление
Экспозиция
Разработка
Реприза
Кульминация
Кода – финал
Это сонатная форма построения.
6. Оценивание ответов.
7. Домашнее задание: сообщение о Л.В.Бетховене, сюжет и история создания увертюры «Эгмонт».
Анализ увертюры
Успех «Руслана и Людмилы» превзошёл все ожидания. Поэму можно было сравнить с волшебной сказкой Жуковского «Двенадцать спящих дев», но это сравнение лишь подчёркивало поэтическую силу нового таланта. Его преимущество признавал и сам Жуковский, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого учителя…».
Признание мастера, к которому Пушкин относился с огромным уважением, совпало с читательским признанием. Всё издание мгновенно разошлось, поэму переписывали от руки… Всех увлёк причудливый и занимательный сюжет, в том числе и великого композитора М.И.Глинку.
- А что ещё вдохновило Глинку на сочинение оперы?
- Произошло это спустя 17 лет после написания поэмы. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 3 года после гибели поэта.
- Один музыкальный критик сказал: «Глинка на былинный лад «распел» пушкинскую поэму…».
Кто в старину «сказывал», распевал былины?
- Есть ли у Пушкина такой герой в поэме?
- О каких тяжких испытаниях, ждущих Руслана и Людмилу, поёт Баян?
-Какими качествами наделяет автор главного героя – Руслана?
- Итак, Руслан - храбрый, твёрдый духом, бестрепетный, верный. Теперь вам, наверное, понятно, почему Людмила выбрала себе в женихи Руслана, а не Фарлафа или Рогдая.
- Как вы думаете, уместно ли наше обращение к полотнам В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»? (слайд 3)
- Как вы думаете, какой должна быть музыка, рассказывающая о Руслане?
- Да, именно такую музыку, очень живую, энергичную, устремлённую вперёд, полную движения, подарил Руслану Глинка. Эта музыка появляется уже в увертюре к опере.
«Летит на всех парусах», - с гордостью говорил о своём детище Глинка. Музыка увертюры воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение её героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ведь увертюра основана на важных темах оперы.
- Что же такое увертюра?
Увертюра – не только широко развёрнутая вступительная часть к опере или балету, но иногда музыка вполне самостоятельная.
Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в названии.
* - Давайте послушаем увертюру «Руслан и Людмила»
- Вы заметили, что, кроме энергичной темы Руслана в увертюре звучала ещё одна мелодия – плавная, нежная, напоминающая русскую народную песню? О ком говорит эта мелодия?
- Почему именно такая музыка сочинена Глинкой для Людмилы? Какая она?
- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и прослушав увертюру М.И. Глинки, попробуйте рассказать о том, что ожидает нас в опере «Руслан и Людмила»
- В увертюре мы знакомимся с главными героями – Русланом и Людмилой, в конце увертюры появляется Черномор.
- Обратите внимание, какими средствами музыка передает нам сюжет оперы?
- Как она звучит в оркестре?
- Какой тут возникает образ?
- После короткого перехода вы услышите вступление второй побочной темы. Что характерно для этого образа?
--Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликты?
Как звучит тема злобного Черномора?
(Глинка характеризует Черномора музыкой)
- Почему?
Но как бы ни было сильно зло, торжествуют добро и справедливость, хотя эта борьба всегда нелегка. Нелегка она была и для Руслана. Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье.
- В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака?
- Эта главная мысль звучит и в поэме Пушкина, и в опере Глинки.
- Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!
Вывод: Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении музыкальных образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.
Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны.
- Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из эталонов является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
Вопросы по творчеству М.И.Глинки - Солнце русской музыки.
1.Вид театрального искусства, где сценическое действие слито с вокальной и оркестровой музыкой? - Опера.
2.Первая опера М.И.Глинки – «Иван Сусанин»
3.Главный герой оперы М.И Глинки «Жизнь за царя» - Иван Сусанин.
4. Песня главного героя оперы, сольный номер? - Ария
5.Любимый вокальный жанр Глинки, покоривший слушателей – Романс.
6. Разновидность голоса, которым обладал М.И.Глинка - Тенор
7.На чьи стихи написаны романсы Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья»? – А.С.Пушкин8..С какой страной связаны образы и темы симфонических произведений Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»? – Испания
9.Романс, который начинается словами «Между небом и землёй песня раздаётся…» -Жаворонок
10. Кто, по словам М.И.Глинки, «создает музыку, если композиторы её только аранжируют»? - Народ.