Различные интерпретации дворовой игры Тридцать три

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Различные интерпретации дворовой игры «Тридцать три»
Вы наверняка замечали, что чаще всего на школьных баскетбольных площадках дети часто играют в различные игры, направленные на развитие точности бросков в корзину. Самая распространенная из них – «Тридцать три». Оказывается, у нее есть несколько вариантов. Поэтому, прежде чем начать играть, нужно договориться о нюансах правил. Их, кстати, можно усложнить или упросить.

История
Судя по всему, игра появилась сравнительно недавно – в середине 80-ых годов прошлого века. Именно тогда Международная федерация баскетбола ввела в правила трехочковый бросок и утвердила линию на площадке, откуда их выполнять. Видимо поэтому, в игре «Тридцать три» за попадание в корзину начисляется три очка, а обязательным условием для победы стало трехкратное попадание в кольцо из-за трехочковой линии.
По другой версии, озвучиваемой отдельными педагогами и школьниками, игру придумал баскетболист, которому плохо давалась таблица умножения на три. Чтобы лучше запомнить ее, он придумал, как можно закрепить математический навык в игровой форме.

Основные правила
В игре участвуют от двух до четырех человек. Количество может быть и бульшим, но это увеличивает время ожидания своей очереди, что отражается на динамике игры. Участники с помощью жребия или по договоренности определяют порядок выполнения бросков.
Игра состоит из двух этапов. Первый номер выполняет бросок с линии штрафного броска. Если он успешен, игроку начисляется три очка, и он получает право на дополнительный призовой бросок, и т.д. В случае промаха второй номер ловит отскочивший мяч и выполняет бросок с того места, где это ему удалось сделать. Естественно, что чем ближе к кольцу окажется игрок, тем выше вероятность того, что он забросит мяч в корзину. В случае попадания ему начисляется три очка, и он получает право на призовой бросок со штрафной линии, и т.д.
Так продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не наберет 30 очков. Для них наступает второй этап. В нем участники вне зависимости от того, как отскочил мяч от броска предыдущего игрока, направляют его в кольцо с любого места, но из-за трехочковой линии. При этом (вот парадокс!) за каждое попадание они получают только одно очко. В случае попадания им также предоставляется призовой бросок, но выполнять его нужно из-за трехочковой линии. Игрок, который первым наберет 33 очка, побеждает.

Особенности
Казалось бы, всё просто, но в разных дворах вы можете столкнуться с разными интерпретациями отдельных тонкостей игры. Чаще всего они связаны с выбором места, откуда выполнять бросок. В некоторых дворах игрокам разрешается:
– сделать один приставной шаг вправо (влево) от того места, где был пойман мяч;
– тянуться за мячом руками (вплоть до того, что принимать упор лежа), а выполнять бросок с того места, где при этом находились ноги;
– в случае вылета мяча за лицевую линию выполнять бросок с площадки в ближайшем к падению месте;
– в случае дальнего отскока выполнять бросок в любом месте за трехочковой линией;
– если мяч поймал (или его коснулся) игрок, который согласно очередности не должен был этого делать, то участник, собиравшийся сделать бросок, выполнит его с места нарушения.
Знание этих особенностей выполнения бросков после промаха вносит изменения в тактику игры. Ребята начинают использовать различные хитрости (в пределах установленных правил), чтобы выполнить бросок с более удобного места. В тех же вариантах, где подобные правила запрещены, значимость попаданий возрастает и вызывает в восторг у играющих.

Пути усложнения
Никаких льгот. Все правила, названные выше, не действуют. Бросать можно только оттуда, где был пойман мяч.
Игра на несколько колец. Если игра проводится на площадке с двумя кольцами или в спортивном зале, где есть дополнительные боковые щиты, можно разрешить играющим бросать в любую корзину. Например, в ту, к которой игрок расположен ближе. Более сложный вариант, если игрок должен каждый раз забросить мяч в другое кольцо.
Все игроки выполняют броски с сопротивлением. Например, первый номер бросает, а второй встает на расстоянии 1 м от него и вытягивает руку вверх. Сопротивление можно оказывать не только бросающему, но и подбирающему. Например, первый номер бросает, второй старается поймать мяч как можно ближе к кольцу, а третий встает на его пути, в пределах правил препятствуя ему в этом.
Игра со «сквозняками». Иногда игроки намеренно бросают мяч так, чтобы тот, кто атакует кольцо следующим, был заведомо в невыгодной позиции. Сами же ребята придумали, как с этим бороться. В частности, если мяч после броска игрока не коснулся ни кольца, ни щита, ни конструкции фермы, ни сетки (так называемый в баскетболе «сквозняк»), то у этого игрока со счета списывается три очка (на первом этапе) или одно очко (на втором этапе). Даже если у игрока нет на счету очков, он может уйти в минус: –3, –6 и т.д. Такой вариант мобилизует ребят бороться до конца, иначе игра может затянуться.
Игра с открытием и закрытием. Прежде чем начать набирать очки на свой счет, игроки должны выполнить задание: реализовать штрафной или трехочковый бросок. Так же и в конце игры: после того как игрок набрал заветные 33 очка, он должен сделать еще одно бонусное попадание. Откуда? Решают играющие.
Плюс-минус. В этом варианте каждый бросок результативен, но с разными знаками. Попал – получи три очка, промахнулся – с тебя списывается три очка. Соответственно на втором этапе списывают по одному очку. Игра длится намного дольше, но вызывает интерес у хорошо подготовленных баскетболистов, занимающихся в спортивных школах.
Только подряд. В этом варианте на счет играющего начисляются очки только в том случае, если он попал несколько раз подряд. Самый сложный вариант, когда для победы игроку нужно забросить мяч из-за трехочковой линии трижды подряд. Удается только настоящим баскетбольным снайперам.
Другим способом. В этом варианте предъявляются особые требования к участникам на втором этапе. Нужно забросить мяч трижды каким-нибудь экстравагантным способом: стоя спиной к кольцу, из-под ноги, без отскока от щита, с закрытыми глазами и т.п., при этом совсем не обязательно из-за трехочковой линии. За каждое попадание начисляется по одному очку.
Командная игра «Двойной счет». Участвуют две-три команды по два человека. Каждый игрок в команде ведет собственный счет. Побеждает та команда, у которой оба игрока быстрее наберут по 33 очка. Тот, который наберет раньше, сразу после этого прекращает участие в игре. Можно договориться, что участники одной команды выполняют броски, чередуясь с соперниками, а можно – что игроки выполняют броски подряд. Это способствует выработке командных действий. Например, игроку, который хорошо бросает с ближней дистанции, помогает партнер, намеренно промахиваясь по кольцу так, чтобы его напарник поймал мяч в удобной позиции. Так же можно оказывать помощь и при ловле отскочившего мяча.
Командная игра «Двойной счет». Участвуют две-три команды по два человека. В отличие от предыдущего варианта, очки игроков команды суммируются. При грамотно выбранной тактике даже наличие одного сильного игрока в команде дает шанс бороться на равных с соперниками.

Пути упрощения
Самое сложное в игре – второй этап. Младшие школьники, девушки, начинающие игроки, как правило, не добрасывают мяч до кольца из-за слабой физической подготовки. Поэтому сами ребята предложили облегченные легкие варианты этой игры.
Три штрафных. На втором этапе вместо трехочковых бросков нужно выполнять броски с линии штрафных. За попадания начисляется по одному очку.
Одиннадцать. В этом варианте игры второго этапа не существует. За каждое попадание начисляется три очка. Для победы игроку нужно сделать 11 успешных бросков. Можно начислять за попадание не три, а другое количество очков. Таким образом, можно повторить всю таблицу умножения, если в первом раунде начислять одно или два очка, во втором – три, в третьем – четыре, и т.д.
Один, два, три. В зависимости от того, откуда будет выполняться бросок, начисляется разное количество очков. Если игрок забросил мяч из ограниченной зоны (зоны трех секунд) – 1 очко, за ее пределами, но внутри трехочковой линии – два, из-за трехочковой линии – три. В таком случае игрок сам оценивает силы и решает, подбирать ему мяч или подождать, когда тот укатится подальше. Ведь стоимость броска тогда увеличится, но вместе с тем увеличивается и риск промаха. При этом можно обговорить, откуда выполняется призовой бросок. Если с линии штрафного – то игрок в случае попадания получит два очка. Тем, кому тяжело попасть и с этого расстояния, могут выбрать более простой бросок стоимостью в одно очко.
Последнее слово. Если игрок, который набрал 33 очка, не был последним по очередности бросков, участники, следующие за ним, получают шанс на ничью или овертайм. Для этого они должны попасть все оставшиеся у них броски до 33 очков. Например, играют четыре человека. Первый номер набирает 33 очка, у второго – 32, у третьего – 31, у четвертого – 30. Если второй номер попадет своим броском – ничья. Тот же результат будет в случае двух попаданий подряд у третьего номера или трех попаданий подряд у четвертого.
Прогрессия. В случае нескольких попаданий подряд очки увеличиваются в арифметической прогрессии. Например, за первое попадание – 3 очка, а за второе – 6, за третье – 9, и т.д. Очень полезно проводить такой вариант игры в 9-м классе, когда дети изучают арифметическую прогрессию на уроках алгебры.

Можно придумать еще много вариантов, но при этом важно, чтобы не изменилась цель игры. А она в первую очередь направлена на отработку штрафных и дальних бросков, а также учит вести борьбу за подбор отскочившего мяча. Я неоднократно замечал, что вне зависимости от предлагаемых вариантов побеждают, как правило, те ребята, у которых лучше получаются штрафные броски и броски из-за трехочковой линии. Эти баскетбольные элементы нужно чаще отрабатывать на уроках физкультуры и тренировочных занятиях.

qђ Заголовок 415