Конспект урока по математике на тему Деление с нулём и единицей


Тема: «Деление с нулём и единицей»
Подготовила: Моисеева Ольга Викторовна
учитель начальных классов МКОУ СОШ №7

Цели:
научить выполнять деление с 0 и 1 на основе связи с действием умножения; закреплять знание связи компонентов действий умножения и деления;
повторять изученные табличные случаи умножения и деления (на 2, 3, 4, 5); развивать мыслительные операции;
воспитывать взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку; аккуратность, внимательность.
Планируемые результаты: научатся выполнять деление с 0 и 1 на основе связи с действием умножения, повторят связи компонентов действий умножения и деления, табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Давайте создадим хорошее настроение на уроке.
-Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
-Ноги? (на месте)
-Руки? (на месте)
-Локти? (у края)
-Спинка? (прямая)
-Прочитаем девиз нашего урока: Знаешь -говори, не знаешь -слушай.
-Наш сегодняшний урок будет посвящён открытию новых знаний.
2. Устные упражнения
1. Из чисел 4, 8, 10, 12, 15, 20, 25 назовите те, которые делятся:
только на 2; только на 5; на 2 и на 5.
2. Найдите выражение, значение которого равно 0.
(54 – 22 – 32) + 10
0 · 1 + 2 · 0 + 5 · 0
6 · 1 + 3 · 1 + 7 · 1
3. Повторение таблицы умножения и деления.
Игра с интерактивной доской.
4. Упражнение на внимание
А так как сегодня на уроке мы сделаем новое открытие, нам надо быть очень внимательным. Потренируем своё внимание.
5 45 6 18 1 0 13 4 31 60 1 15 0 2 11 0 90 0 1 1116 – Определите, какие числа встречаются чаще других? Хотите ли вы сделать новое открытие, связанное с этими числами?
3. Актуализация знаний
№1 Составить по 4 возможных равенства с числами: 20,4,5. 18,3,6.(1 пример у доски,
Работа в паре: 2 пример самостоятельно, с последующей самооценкой) – Придумайте свои тройки чисел, между которыми была бы такая же связь. – Составьте по вариантам 4 возможных равенства с этими числами. Работайте по образцу.
– Как деление связано с умножением?
 (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель).
а • в = с  с : в = а
4. Постановка целей и задач урока.
Появление Незнайки с карточками: 1:1 1:00:1
– Чему мы сегодня научим Незнайку? (Делить с нулем и единицей)
Действительно сегодня на уроке мы рассмотрим случаи деления с 0 и 1, научимся находить значения таких выражений.
1) Задание 2
5*1=7*1=0*1=
5:1=7:1=0:1=
– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.
Выполняется по рядам в рабочих тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
Постановка учебной задачи 1:
– Чему равно частное от деления любого числа а на единицу?
Решение учебной задачи:
– При делении любого числа а на единицу получаем это же число.
а : 1 = а, так как, а • 1 = аПостановка учебной задачи 2:
– Что значит 5:0? (надо найти такое число при умножении которого на 0 получается 5)
– Можно ли подобрать такое число, умножив которое на 0, мы получили бы 5 или 7? (Нет.)– Есть в математике такое число? (нет)
– Имеет ли такое выражение смысл? (нет)
Решение учебной задачи:
– Да. Такие выражения в математике не имеют смысла, поэтому для удобства, чтобы не говорить каждый раз фразу «выражение не имеет смысла» люди договорились и придумали правило:
На нуль делить нельзя.
На доске появляется табличка: а:о– Посмотрите это выражение перечеркнуто красным цветом как сигнал внимания: на нуль делить нельзя.
2) Задание 3
– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого. Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
5*07*09*0
0:50:70:9
Постановка учебной задачи 3:
– Чему равно частное от деления нуля на любое число а, не равное нулю?
! Решение учебной задачи:
– При делении нуля на любое число, не равное нулю, получим нуль.
0 : а = 0, при а = 0, так как, а • 0 = 0
3) Задание 4
– Найдите значение выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.
12*19*15*1
12:129:95:5
Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
Постановка учебной задачи 4:
– Чему равно частное от деления любого числа а, не равного нулю, на это же число?
Решение учебной задачи:
– При делении любого числа а, не равного нулю, на само себя получаем единицу.
а : а = 1, при а = 0, так как, а • 1 = а
5.  Физкультминутка
Мы решали, мы решали,Что-то очень мы устали.Мы сейчас потопаем,Ручками похлопаем,Раз присядем,Быстро встанем,Улыбнемся,Тихо сядем.
6. Первичное закрепление
1) Задание 5
Коллективная работа у доски с объяснением.
– Найдите, если возможно, значения выражений. Придумай похожие выражения и найди их значения.
56:560:23
7:038:1
2) Самостоятельная работа по вариантам
25 : 25 =37 : 1 =0 : 147 =2 : 0 =0 : 1 = 52 : 52 =73 : 1 =0 : 741 =5 : 0 =1 : 1 =
– Проверьте себя, выполнив обратное действие.
7. Закрепление пройденного материала
Решение задачи:
“С грядки собрали 72 морковки, часть морковок израсходовали, а другую часть связали в 5 пучков по 9 морковок в каждом. Сколько морковок израсходовали?”.
– Прочитайте. О чем задача? Что известно? Как обозначим число собранных морковок? (целым отрезком). Как обозначим число израсходованных морковок? (частью отрезка).
– Как обозначим число связанных морковок? (частью отрезка). Какую часть можно найти сразу? (запишем действием). Что нужно узнать в задаче? Как найти неизвестную часть? (из целого вычесть известную часть). Запишем решение и вычислим. Вспомним порядок действий в выражении.
72 – 9 • 5 = 27 (м) – израсходовали.
– Каким действием нашли известную часть?– Каким действием нашли неизвестную часть?
- Как деление связано с умножением?( если произведение разделить на один множитель,то получится другой)
8. Домашнее задание стр. 11 №7, №8 б), правила выучить.
9. Рефлексия.
– Чему учились на уроке? Чему научился Незнайка? (Делить с нулем и единицей). А вы?
– Проверьте себя. Я начну предложение, а вы закончите:
При делении любого числа на такое же число получается……………(1)
При делении любого числа на 1 получается………………….(то число, которое делим)
При делении 0 на любое число получается………………………(0)
Делить на 0………………………………..(нельзя)