Родительское собрание в 1 классе.Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка


Родительское собрание в 1-ом классе
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.
(Ричард Бах).
Задачи собрания:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
- Значение книги в жизни младшего школьника.
- Как развивать читательский интерес ребенка.
- Культура чтения школьника. В чем она заключается.
Подготовительная работа к собранию:
1 Анализ читательских интересов учеников.
По результатам исследования школьного библиотекаря составляется таблица.
№№ Ф.И. ученика Кол-во прочитанных книг на момент исследования. Читательские интересы ученика Эффективность читательских умений ученика (умений рассказать о книге, умение делать собственный вывод о прочитанном) Соотношение читательских умений с учебными результатами по чтению.
2.Анкета для учащихся.
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравиться ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием ? - Нравиться ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе ее подарили или ты взял в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Анкета для родителей.
- Нравиться ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает ? - Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
3.Конкурс на самого лучшего чтеца класса.
Памятка №1.
Правила чтения для учащихся.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 20 – 30 минут в день.
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь.
Возможно, когда – нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №2.
Как готовить домашнее задание по чтению.
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст.
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Рекомендации по развитию читательского интереса у детей.
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устаивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
Обязательно записать ребенка в библиотеку.
Принять во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
2.Анализ результатов Ход собрания
1.Вступительное слово классного руководителя.
Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.
Ни для кого ни секрет, что желание читать формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Советы тем родителям, которые не знают, что делать, если ребенок не хочет читать (при условии, что ребенок хорошо читает):
а) вечера семейных чтений;
б) «жизненно важная переписка».
Работа над техникой чтения – процесс длительный не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения.
Программа начальных классов – 90-100 сл./мин.
Некоторые авторы – 120 сл./мин.
В.А.Сухомлинский – 150 сл./мин.
Известный педагог В.Н.Зайцев, который занимался проблемой техники чтения, дает такие рекомендации, чтобы ребенку была доступна скорость чтения 120 сл./мин.:
- Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал10 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном.
- Для того, чтобы ребенок видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения (считать и предлоги, и союзы).
- Оценивайте только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. «Целых 20 слов в минуту! Замечательно!» «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!»
Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. (Словари, энциклопедии, периодические издания, детская классика: К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, В.Берестов, Б.Заходер. М.Пришвин, Е.Чарушин, В.Бианки и др.)
2.Знакомство родителей с новым учебником по чтению –
Матвеева « Введение в литературное чтение».
3.Копилка родительского опыта.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками. Их обсуждение и анализ.
Анкета для учащихся.
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?____________________________________________
- Нравиться ли тебе читать книги?____________________________________________
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?____________________________________
- Нравиться ли тебе получать книги в подарок?__________________________________________
- Какую книгу ты теперь читаешь?__________________________________________
- Тебе ее подарили или ты взял в библиотеке?________________________________________
- У вас дома много книг?______________________________________________
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?________________________________________
Анкета для родителей.
- Нравиться ли вашему ребенку читать книги?_____________________________________________
- Сколько времени он проводит за книгой?_____________________________________________
- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?_______________________________________
- Какие книги он предпочитает?___________________
- Как вы поощряете его читательские стремления?
_______________________________________________
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
_______________________________________________
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
_______________________________________________
- Считаете ли вы себя активным читателем?
_______________________________________________
- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
________________________________________________
Памятка №1.
Правила чтения для учащихся.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 20 – 30 минут в день.
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь.
Возможно, когда -нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.
Памятка №2.
Как готовить домашнее задание по чтению.
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст.
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
203200014605000

Рекомендации по развитию читательского интереса у детей.
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устаивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
Обязательно записать ребенка в библиотеку.
Принять во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.