Тренинг для педагогов: Здоровый педагог-здоровый ребенок


Тренинг для педагогов ДОУ
Тема: «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
Педагог-психолог
В.С. Азанова
МАДОУ 13
г. Нытва март 2017
Цели:
• Формирование благоприятного психологического климата;
• Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;
• Профилактика профессионального выгорания;
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: музыкальный зал с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, компьютер, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, моток нитей, шариковые ручки по числу участников и фломастеры).
Ход проведения мероприятия
1. Приветствие
Цель: познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться ближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом: каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте».
2. Правила нашей группы
Цель: Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга.
• Обращение друг к другу на «ты».
• Конфиденциальность информации.
• Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю.», «я думаю».
• Безоценочность высказываний в отношении других участников группы.
• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать.
• Право говорить и обязанность слушать.
3. Упражнение «Интервью»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание обстановки доверия.
Ведущий: Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все стоят в кругу, объединившись в пары. Каждая пара друг другу задает вопрос: «Кем мечтала стать в детстве? Свершилась ли мечта? И почему?» Далее проходит «пресс - конференция». Все по очереди отвечают на вопрос.
Рефлексия: Что вы испытываете? У кого то, есть чувство сожаления?
Вывод: Случайный человек, не может долгие годы работать с детьми. Значит ему это для чего-то надо.
4.Упражнение «Я люблю… Я хочу… Я могу…»
Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…». (Н-р: Я люблю жизнь, детей; Я хочу быть счастливой, востребованной; Я могу быть такой)
Рефлексия: «Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?»
5. Древняя притча "Счастье"
Педагог-психолог: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Рефлексия: Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Вывод:
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
6.Игра "Нити счастья"
Цель: развитие коммуникативных умений и доверительных.
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Сегодня мы с вами будем превращать моток обыкновенных ниток в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку, стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу.
Вывод: Счастье у каждого свое! Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
7.Игра "Полотно счастья"(плетем канву)
Цель: развитие коммуникативной эмоциональной сферы.
Педагог-психолог: В памяти нитей Счастья, запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья. Передавая Нити Счастья, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина - великодушная)
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.
Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.
Рефлексия: Понравился вам комплимент? Что приятнее получать или говорить комплимент?
8.Игра "Оберег Счастья"
Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упустите никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук творенье!
Рефлексия: Что вы чувствуете, держа его в руках? Что оно вам напоминает?
Педагог-психолог: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)
А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: "Желаю вам: (Н-р: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т. д). Сохраните этот оберег счастья.
7. Формулы психологической устойчивости
Психолог: Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы)
8. «Рефлексия»
Цель: Получить обратную связь от участников группы.
Психолог: Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.
 Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно произнести: «Всем-Всем-Всем спасибо за работу».
Приложение 1.
Формулы психологической устойчивости
Устойчиво стою я на земле. Вот так!
Несчастиям своим я говорю. Вот так!
Друзей моих я буду обнимать. Вот так!
Смеяться буду громко я. Вот так!
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
Формулы принятия несчастья
Что бы со мной ни случилось
Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,
Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.
То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.
Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.
Формулы позитивных мыслей
Начинается мой новый день,
Начинается моя новая жизнь!
Загорается во мне новый свет,
И рождается во мне чудо-жизнь!
Формула повышения самооценки
и позитивного восприятия окружающих
Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.
Я люблю тебя.

Заповеди сплоченного коллектива
 
Проявляйте искренний интерес к другим людям.
Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
Будьте хорошим слушателем.
Чаще улыбайтесь.
Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
Научитесь доверять людям.
Не ожидайте от людей сразу многого.  Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки. Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.