Научно-исследовательская работа Тайны школьного портфеля


Научно-исследовательская работа
«Тайны школьного портфеля»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Разновидности школьной сумки.
История школьного портфеля.
Основные санитарно-эпидемиологические требования к весу портфеля ученика.
Исследование веса портфеля и анкетирование одноклассников.
Основные рекомендации по снижению веса портфеля.
Рекомендации при выборе «правильного» портфеля для будущих первоклассников.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Волшебная сумка этот портфель,
Ведет себя странно порой, ты поверь!
Тайны его я хочу разгадать,
О нём я сегодня хочу рассказать.
Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Портфели, рюкзаки необходимы ребятам, чтобы носить все нужное в школу. Портфель для школьника нужно подбирать внимательно, ведь каждый день ученик будет носить в нем дневник, тетради и учебники, а столь тяжелый вес может нанести значительный вред осанке ребенка.
Как стало известно по результатам исследований большинство учеников ходят в школу с слишком тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье.
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему я считаю тему моего исследования «Тайны школьного портфеля» актуальной и заслуживающей внимания.
Объект исследования – школьный портфель.
         Предмет исследования – влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника.
Цель исследования:
Узнать, сколько должен весить портфель, как влияет тяжёлый портфель на здоровье ученика.
Гипотеза, которая проверяется: тяжёлый портфель вредит здоровью ученика.
Задачи:
1. Изучить виды и историю школьного портфеля;
2. Выяснить влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника;
3. Разработать инструкцию к снижению веса портфеля;
4. Составить памятку для родителей будущих первоклассников о покупке «правильного» портфеля.
2. Разновидности школьной сумки
А что такое портфель?
Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Оно буквально означало potter- «носить» и feulle- «лист».
Основное значение – это четырехугольная сумка с застежкой обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Часто, словом портфель называют любую сумку школьника для тетрадей и учебников. Это не совсем правильно, т.к. существует несколько разновидностей школьной сумки:
Ранец. Для младших школьников предпочтительнее всего выбирать школьный ранец. Он имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное – у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений. 
     Рюкзак в этом отношении уступает ранцу — так как у него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака – у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста.
Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху, а изготавливается обычно из кожи либо кожзаменителя. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей практически не встречаются и не рекомендуются ортопедами.
История школьной сумки
Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.
Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.
В семидесятые годы уже пользовались ранцем. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.
В 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо. Старшеклассники (с 7 по 11 класс) во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.
Основные санитарно-эпидемиологические требования к весу портфеля ученика
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет и вес школьного портфеля.
Согласно СаПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в Образовательных организациях, а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, отмечено, что все ранцы без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.
В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15% от веса школьника. Но в 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей – он не должен превышать для учащихся:
- 1-2 х классов – 1,5 кг.
- 3-4 х классов – 2 кг.
- 5-6 х классов – 2,5 кг.
- 7-8 х классов – 3,5 кг.
- 9-11 х классов – 4 кг.
5.Исследование веса портфеля и анкетирование одноклассников
Изучив данные факты, я решила узнать, как же обстоят дела с весом портфелей в нашем классе?
Для этого я провела исследование. В выбранный день, перед уроками, мы взвешивали наполненные, а затем пустые портфели моих одноклассников. И вот какие результаты у нас получились.

Только 2 портфеля из 22 соответствуют весу, указанному в санитарных правилах. Все остальные портфели имеют значительный больший вес.
Оказывается, что большинство учеников моего класса носят портфель тяжелее, чем можно. Меня это очень обеспокоило, и я решила продолжить своё исследование. Школьный фельдшер проверила осанку ребят и сравнила результаты с теми, которые были на момент поступления в 1 класс. Оказалось, что у 20% детей отмечено нарушение осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем, и исправить  её становится всё труднее. Правильная осанка формируется с первых лет жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет. Теперь можно с уверенностью сказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика. Моя гипотеза подтвердилась.
Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Я решила узнать мнение о собственных портфелях у своих одноклассников. Ребятам были заданы 3 вопроса.
Кто несёт портфель от школы до дома и от дома до школы?
Каким ты считаешь вес своего портфеля?
Бывают ли у тебя боли в спине после ношения портфеля?
Выяснилось, что 5 ребят признались в том, что взрослые помогают им нести портфель, 20 учеников ответили, что портфель несут всегда самостоятельно. Тяжёлым считают свой портфель 10 обучающихся, лёгким – 6, нормальным – 9 человек. Также, оказалось, что у 8 детей из 25 бывают боли в спине после ношения портфеля.
Проанализировав результаты анкетирования, я разработала рекомендации по снижению веса портфеля.
Основные рекомендации по снижению веса портфеля
1. При выборе портфеля учитывать  его вес;
2. Заменить тяжёлый пенал лёгким;
3. Не носить в школу лишних вещей;
4. Договариваться с соседом по парте о возможности носить один учебник на двоих.
А на родительском собрании было принято решение оставлять в классе принадлежности для уроков технологии и ИЗО, что несомненно облегчит вес наших портфелей.
Рекомендации при выборе «правильного» портфеля для будущих первоклассников
После своего исследования, я подумала, как бы было здорово, если бы родители будущих первоклассников сразу покупали «правильный» портфель своим детям и решила разработать памятку по выбору портфеля, которая выдаётся родителям будущих первоклассников нашей школы.
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
Легким – содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.
Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой.
Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.
Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам. Иметь удобную крепкую ручку.
Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало.
Изготовлен из легко моющегося материала. Чтобы можно было удалить любые загрязнения.
Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого, на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов.
Заключение
Работая над темой исследования, я пришла к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым.
Одну я заметила здесь параллель:
Чем легче портфель, тем мне веселей.
А если тяжелый портфель у меня,
То грустной хожу я целых пол дня!

Список литературы
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования»
«Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 2000
«Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/22/issledovatelskaya-rabota-po-teme-ves-shkolnogo-portfelya-i-ego-vliyanie-nahttp://www.openclass.ru/node/342457http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/14/istoriya-shkolnogo-portfelyaОжегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989
Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://posobie.info/viewtopic.php?t=14873Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. –  51с.
«Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
Савенков, Методика исследовательского обучения младших школьников, А.И.Савенков, М.: Учебная литература, 2008, 205 с.
Телеканал «Россия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://old.rutv.ru/broad?rubric_id=30&brand_id=26572&broad=35730&sch_duble=6Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009.