Учитель – это знаток + артист + врач. Знания – сила, артистизм в крови у учителя должен бытьЭссе Я- сама


Эссе "Я – сама"
Принцип педагогической деятельности: "Помочь детям научиться принимать собственные решения, делить с ними ответственность и не осуждать, а уважать их мнение, всегда давать ученикам понять, что каждый из них успешен, каждый - творец и созидатель"
Суть педагогической философии: "Быть учителем - это значит восходить к духовному миру своих учеников. Смотреть на мир их глазами, идти вместе с ними к тайнам познания. Идти, освещая им путь и согревая его теплом своего сердца. Надо просто любить свою работу".
Моё педагогическое кредо - постоянный поиск новых эффективных форм и методов обучения и воспитания.
Давно принято считать, что учитель – сеятель, что он призвал "сеять разумное, доброе, вечное". Но что и как из посеянного порастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно, как взрастить посеянное.
Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля. Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинкой пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой.
Учитель – это "знаток + артист + врач". Знания – сила, артистизм в крови у учителя должен быть.
Профессия учителя... поразмышляем о ней.
Хочется начать не с фанфар и литавр, а с будничной суеты, которой до отказа наполнен день учителя. Как часто ещё в школе на вопрос "Кем быть?", мы, не задумываясь, отвечаем: "Учителем". А знаем ли мы, что учитель- это прежде всего воспитатель, а уж потом преподаватель математики, русского языка, истории? Готовы ли мы день за днём отдавать всего себя, всю энергию тем, кто не столь уж охотно её принимает. Человек становится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками.
Учитель - один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласны ли мы быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных , ролях?
Учитель- это врач. Но его "пациенты"редко благодарят за "лечение", в общем- то не очень и стремятся "лечиться". Пройдут годы, прежде чем "вылеченный", поставленный на ноги, придёт и скажет "Спасибо". Но этого надо ждать годы. Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!
Пианист в день концерта иногда не ест, ни с кем не разговаривает, молча готовится к свиданию со зрителем, копит своё вдохновение.
Хирург перед операцией долго и тщательно моет и без того стерильно чистые руки: он тоже готовится, собирается с силами, а ведь у учителя нет и этих спасительных минут перед уроком. Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, необходимостью поставить оценки, не отдохнув, учитель входит в класс.
И сразу же овладевает и партером и галеркой. Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них - ожидание. И не страх перед вызовом. В глазах - ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.
Дети - это чудо света,
я увидела это сама.
И причислила чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы перед будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
наше будущее - дети.
Трудно с ними, ну и пусть.
В наших детях наша сила,
внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Человек, не любящий своей профессии, всякому делу обуза. Плох он и на заводе, и в поле, но хуже нет, коли, окажется в школе. Педагог, не любящий детей - нелепость. Учитель, которого раздражают дети, должен уйти из школы, а в школе должны остаться только люди любящие, отдающие ей свою душу. Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребенок хотел идти за ним, идти вместе с ним. Неравнодушие - нерв педагогики. Щедрость- первая черта учителя. Он без оглядки отдает ученикам свои способности, умения, все свое время, свою душу. Я твердо убеждена, что в основе учительской работы должна лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание, сотрудничество. Не перевоспитание ребенка, а принятие его личности такой, какова она в 6-7 лет. Стремление развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Необходимость создать условия для творческого развития ребенка.
Главное для меня - протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти все остальные учителя, ведь я - п е р в ы й у ч и т е л ь.
Я "выращиваю" своих учеников так, как заботливый садовод выращивает самые любимые цветы: я стремлюсь помочь им из хрупких и трепетных ростков стать упругими и крепкими, но не утратить при этом душевной щедрости, способности дарить радость окружающим. Я уверена, что учитель начальных классов учит не только чтению, письму и счету, но и добру, потому что, "кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред". Поэтому мне близки гуманно-личностная концепция обучения и воспитания Ш.А. Амонашвили. Я давно сформулировала для себя правило: "Каждый день хоть в чем- то, но стремись изменить себя к лучшему, не теряй веры в себя и настойчивости. Пройдет неделя, месяц, год, и ты заметишь, что стал лучше". Этому я стараюсь научить и своих учеников. А они ежедневно учат меня искренности, открытости, непосредственности.
Ни с чем не сравнима радость стоять у колыбели мысли и личности ребенка, возможность видеть процесс взросления, становления человека. Но какая ответственность стоит за этим! Ведь именно от учителя зависит и направление, и скорость, и сам характер этого сложного процесса.
А как повлиять на становление мировоззрения? Я считаю, что надо научить детей понимать даже то, о чём не говорят, читать то, что не написано, т.е. научить видеть, устанавливать, прослеживать в пространстве и времени связи и отношения вещей. Одно из мощнейших орудий анализа мира - слово, поэтому я учу владеть им, а через него владеть и мыслью. У меня есть пять заповедей, которым я следую все годы работы в школе:
1. Любая деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать.
2. Учитель должен быть личностью. А личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает и ему стать личностью.
3.Главная ценность общества - ребёнок. Мой педагогический принцип осторожно и бережно помочь юному человеку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самооценность.
4. Урок в начальной школе - это время знаний, время развития, время общения. Урок для учеников- это "добыча" знаний с радостью открытия и горечью неудачи, это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
5. Не навреди! Внимательный выбор стратегии развития и воспитания необходим и "успешным", и "трудным" детям. Поэтому я вижу свою задачу, прежде всего в том, чтобы как можно раньше определить способности каждого ребенка и помочь ему выбрать нужное направление.
"Каждый ребенок уникален и неповторим - считаю я. - Задача учителя- помочь раскрыть таланты. Каждый ребенок должен уходить домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребенок рождается для успеха!" Следуя этим словам, стараюсь создать ситуацию успеха: один ученик решил задачу, другой придумал яркий рассказ, третий сочинил стихотворение. На моих уроках нет психологического дискомфорта: дети любят отвечать у доски, не бояться спрашивать, рассуждать, оценивать результаты работы. Это счастье, когда на уроках живет радость общения, радость от значимости своего "Я". И если мои дети работают с увлечением, удовольствием, помогая друг- другу, если возвращаются домой довольные и ждут с нетерпением завтрашнего дня - не это ли показатель успешности учительского труда!
Моя мечта - работать в школе, где не нужны, будут оценки. Где не будет людей, поучающих всех и всему. В школе, где будут вместе трудиться, учиться и радоваться новому и учителя, и дети. Мне очень хочется, чтобы школа стала райским уголком, в котором растут яблоки, райские яблоки. И чтобы эти яблоки не стали яблоками раздора между нами и коллегами, между нами и родителями, между нами и учениками. А приводили только к новым открытиям.