Статья на тему: Устранение перегрузок и переутомления на уроках химии

УСТРАНЕНИЕ
ПЕРЕГРУЗОК И ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Зараева Ирина Алексеевна
МОУ СОШ с. Меньшой Колодезь
Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится категорией педагогической.
Главная наша беда в том, что мы не научились быть внимательными к человеку, входить в его положение, а судим только односторонне, со своих позиций. Имея дело с детьми, мы нередко видим в них объект нашего воздействия, игнорируя, может быть, самое главное – то, что это не только объект, сколько субъект, активная личность.
Непрерывное увеличение объёма и сложности учебного материала, использование неэффективных технологий обучения приводят к перегрузке обучающихся, которая в свою очередь может быть причиной ухудшения здоровья детей.
Анализ полученных данных о состоянии здоровья учащихся школы позволяет сделать вывод о том, что только 30 % учащихся относятся к числу здоровых, 50 % имеют патологию.
Проведенные в школе исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.
Выявленные проблемы побудили учителей школы, в том числе и меня, к освоению здоровьесберегающих технологий.
Основные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе следующие:
1. Организация здоровьесберегающего учебного процесса.
2. Формирование знаний, умений и навыков культуры здоровья и здорового образа жизни.
3. Обеспечение комфортного эмоционально- психологического состояния учащихся и учителя.
Проблема валеологического подхода к уроку чрезвычайно важна.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе основаны на личностно ориентированном обучении, потому что такое обучение учитывает особенности и возможности каждого ученика и создаёт условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей. Исходя из этого, учитель может скорректировать программу, использует различные методы активизации познавательной деятельности, следит за развитием и сохранением здоровья учащихся, обеспечивает комфортную атмосферу урока.
Начиная работу с новым контингентом учащихся, провожу исследование познавательной сферы каждого ученика: памяти, внимания, модальности, мышления. Анализируя учебную ситуацию, всегда готова определить свою позицию по отношению к каждому ученику в зависимости от реального состояния уровня учебных возможностей ученика.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков дают выход на двигательную активность, психическое и социальное здоровье.
Обращение к ребёнку как субъекту учебной деятельности ставит перед учителем много вопросов.
Как же сделать, чтобы ученик, произнося: «А сейчас будет урок химии», весело улыбался, а не боялся, что ему трудно даётся этот предмет и он опять получит «двойку»? Как исключить такую оценку вообще из употребления, а внести в обучение этого бесспорно трудного предмета радость познания, уверенность в том, что всё будет понятно.
Важнейшей задачей в своей работе я считаю создание условий для успешного учения школьников. Процесс обучения стараюсь построить так, чтобы в основе была активная деятельность учащихся, совместная деятельность педагога и учеников. Даже самый скучный материал будет интересен учащимся, когда они сами добывают знания.
Например, игра – расследование по теме «Важнейшие классы неорганических соединений», урок групповой работы по теме «Природные источники углеводородов», урок коллективного изучения материала по теме «Жиры», познавательные марафоны по темам «Металлы» и «Углеводы» позволяют превратить учащихся из пассивных слушателей в активных участников урока.
Многолетний опыт подсказал, что оправдано и эффективно в преподавании химии использование методов активного обучения: занимательной дидактики, сюжетных постановок, что вносит непринуждённую обстановку в урок и позволяет успешно решать и реализовывать поставленные цели и задачи.
Применение дидактических игр на уроках позволяет осуществить более свободный, психологически раскрепощённый, деликатный и дифференцированный подход к каждому ученику.
В результате применения методов игрового обучения достигаются цели, способствующие сохранению здоровья учащихся так, как
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются специальные сведения
решаются проблемные вопросы
выявляются личностные черты характера ученика
усиливается мотивация к изучению предмета
Опыт показывает, что занимательная игровая дидактика даёт больший эффект при контроле знаний, так как действует на положительные эмоции учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.



Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём контрольных и зачётных работ, проводить их строго по календарно-тематическому планированию.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 мин.).
Методически грамотное применение компьютера на уроках химии также способствует сохранению здоровья учащихся, так как помогает разнообразить и оживить изложение сухого химического материала, вызвать интерес к теме и предмету в целом, активизировать ассоциативную память у учащихся в процессе обучения.
На мой взгляд, при обучении химии использование информационных технологий эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке ЗУНов учащихся, во время проведения химического практикума. Применение презентаций для лекций обеспечивает динамичность, наглядность, информационность по сравнению с традиционными методами. Презентация, составленная самим учителем, с учетом темы, целей, результата обучения, способностей учащихся, позволяет провести урок на высоком научном и методическом уровнях. В основе урока преобладает сотрудничество, активная роль учащихся, развитие их способностей к самообучению. Для создания презентаций я использую программу «PowerPoint» и программу «Конструктор презентаций» электронного диска «Библиотека электронных наглядных пособий».
С помощью презентаций мною проводятся уроки по различным темам. Например, «Электролиты», «Общая характеристика галогенов», «Виды химической связи», «Щелочные металлы» и другие.
Используя слайд-фильм, можно реализовать дифференцированный подход на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления знаний. Учащиеся получают возможность работать в удобном для них темпе и обращать внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения. Учитель в это время осуществляет индивидуальную работу с теми учащимися, которые нуждаются в помощи. Так были проведены уроки по темам «Белки», «Скорость химической реакции», «Строение атома».
Изучение химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, так как проводится эксперимент. При организации практических работ программа «Виртуальная лаборатория» стала эффективным помощником, особенно при изучении токсичных веществ, так как виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся.
Устранению перегрузок также будет способствовать интеграция валеологического и химического содержания. Практически каждый урок химии можно провести, формируя знания, умения и навыки культуры здоровья и здорового образа жизни.
Например, при изучении металлов, галогенов и т.д. изучаются вопросы биологического значения на организм человека.
При изучении белков, жиров, углеводов рассматриваются вопросы, связанные с правильным питанием. Учащиеся всегда с большим интересом воспринимают информацию, которая позволяет больше узнать о своём здоровье.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Для этого учитель умеет слушать детей, не обижается на детей, доказывая неправильность мнения ученика, не задевает недостатков его характера, избегает штампов в общении с детьми.
Не следует забывать о создании ситуации успеха, которая позволяет ученику находиться в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные ошибками при выполнении заданий.
Учитель стремится, чтобы в процессе взаимодействия с учениками чаще звучали одобрение, похвала, поощрение. В результате школьник начинает связывать с личностью учителя и предмет, который он ведёт, собственные положительные эмоции переживания с получаемыми знаниями.
Совместное активное творчество учителя и учеников, доброжелательный и эмоциональный тон педагога, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на уроке – важные моменты здоровьесберегающих технологий.