Ученическое самоуправление в школе


Организация ученического самоуправления
в МОБУ «ООШ № 5» г. Кудымкара.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь воспитаннику реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и обучающимся необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. И такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе. Задачу реализации своих возможностей и талантов ребенок может произвести через школьное самоуправление.
Идеей развития школьного самоуправления является то, что каждый ребенок должен являться реальным действующим лицом в построении гражданского общества. Основу школьного самоуправления в нашей школе составляет «Школьное содружество», в которое входят командиры классов и их заместители. Актуальностью данного содружества является то, что взрослые не руководят деятельностью обучающихся, а координируют её и создают условия для развития ученического самоуправления. Кроме «Школьного содружества» в каждом классе есть классное самоуправление, высшим органом которого – является собрание. Оно обсуждает и решает наиболее важные вопросы жизни классного коллектива.
«Школьное содружество»:
планирует жизнедеятельность школы;
распределяет постоянные поручения среди учащихся класса;
формирует временные инициативные группы по подготовке КТД на уровне класса и школы.
Совет класса - высший исполнительный и координационный орган ученического самоуправления в классе. Его члены руководят работой комиссий (секторов).
Совет класса имеет полномочия:
участие в обсуждении плана работы класса;
выбор и назначение ответственных за подготовку и проведение различных дел в классе;
заслушивание отчетов о выполнении поручений;
организация участия ребят и взрослых в коллективных творческих делах класса и школы.
Организует дежурство по классу.
Наряду с постоянными органами самоуправления в классе и школе действуют и временные: совет дела, временные творческие и инициативные группы. При их создании целесообразно помнить следующее:
создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед ученическим коллективом;
в составе временных органов самоуправления могут быть только те ученики, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
органы самоуправления независимо от срока, на который они сформированы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Подобным образом построено и школьное самоуправление. Все же подробнее мне бы хотелось остановиться не на простом школьном самоуправлении, а на кадетском. Кадет... Это знакомое нам из истории, но основательно забытое слово вновь возвращается, вызывая неподдельный интерес у людей и старшего, и младшего поколения.
Как известно в нашей школе с 2013 года открыты профильные (кадетские) классы. На сегодняшний день это 3 класса (5, 6, 7 а). Кадетский класс представляет собой учебный взвод, который делится на 2-3 отделения. Из числа авторитетных и дисциплинированных кадет назначаются старшина взвода и командиры отделений, которые уже сами проводят с остальными кадетами занятия, учат их построениям, докладам старшему по званию и т.д.
Предметом особого внимания в системе кадетского воспитания в школе является организация кадетского самоуправления, т.к. от правильной постановки работы с инициативой, идущей от самих кадет, зависит взаимодействие между кадетами и педагогическим коллективом. Воспитательная работа в таких классах строится на основе развития самоуправления: выбраны командир взвода, заместитель, командиры отделений. Суть кадетского самоуправления в том, что педагоги делятся реальной властью с кадетами, т.е. делегируют им часть своих полномочий, т.к. без прав нет ответственности. Педагогический коллектив поручает кадетам самостоятельно планировать мероприятия:
Досуг. Организация вечеров, дискотек, праздников. Обслуживание музыкальной и видеоаппаратуры. Просмотр видеофильмов.
Выпуск стенгазет.
Спорт. Организация спортивных соревнований и состязаний, участия в городских и районных спортивных мероприятиях.
Уборка и ремонт. Наведение порядка на закрепленной территории и в учебном классе. Организация мелкого ремонта.
Принятие решений по проступкам товарищей с определением тяжести и формы наказания.
Кадетское самоуправление предполагает воспитание у кадет следующих качеств и черт характера:
Послушание – кадет должен быстро и четко выполнить то, что ему приказано.
Дисциплинированность – кадет должен соблюдать установленные в классе правила и уметь подчиняться.
Организованность – кадет должен научиться уверенно, спокойно и без суеты планировать выполнение порученного дела.
Инициативность – кадет должен проявлять разумную инициативу, когда в этом есть необходимость.
Лидерство – кадет должен уметь брать инициативу на себя и нести ответственность за принятые им решения.
Кадеты носят форму уставного образца (парадную с атрибутами и повседневную - полевой камуфляж). Погоны со знаками отличия, курсовки. Каждый кадет имеет звание (кадет, старший кадет и др. ) Кадеты младшего звания подчиняются кадетам более высокого звания, на занятиях сдают им рапорт, выполняют команды других кадет и др.
В нашем «Школьном содружестве», как и в любом деле, объединении или коллективе, есть человек, управляющий этим содружеством. Это президент школы. В 2015-16 учебном году этим правом была удостоена обучающаяся 7 а класса Климова Анастасия, кадет первого профильного класса. Выборы президента школы в этом учебном году проходили очень активно: проголосовали все учащиеся, никто не остался в стороне. Кандидатур тоже выдвигалось несколько. После собрания кандидаты проводят агитационную работу в течение недели и объявляется день выборов. Раздаются бюллетени и большинством голосов выбирается президент.
Под руководством президента работают командиры классов. Как в классе , так и в объединении «Школьное содружество» каждый ученик имеет поручение. Чередование поручений происходит 1-2 раза в полугодие (при необходимости скорректировать работу можно чаще)
По разработанной самими ребятами шкале за участие в общественной жизни школы каждому классу выставляются баллы и по итогам года определяются победители, вручаются грамоты и призы.
Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в районных, краевых и всероссийских  конкурсах и участие детей в КТД. В школе проводятся совместно с кадетами и другими обучающимися традиционные праздники, спортивные соревнования. Например, в начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В этот день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли старшеклассники. Встреча с ветеранами ВОВ уже стала хорошей традицией в нашей школе. Особо начинают готовиться кадеты в преддверии самого великого праздника – Дня Победы. В эти дни в школе проходят традиционные праздничные встречи кадет и учащихся с ветеранами ВОВ. На уроках мужества, в теплых, задушевных беседах ветеранов и кадет крепится связь и преемственность поколений, в сердцах кадет усилится вера в величие нашего народа и могущество нашей Родины. Поэтому в школе задолго до праздников начинает кипеть работа по оформлению стендов, посвященных Дню Победы, готовятся выпуски стенной печати, фотогазет и боевых листков, приводится в образцовый порядок музейные экспонаты. Усиленными темпами готовятся сборные команды юных спортсменов, которым предстоит показать свое мастерство на городских и районных мероприятиях.
Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство обучающихся  с удовольствием участвуют в  общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.
С целью создания кадетских традиций была продумана соответствующая символика: девиз, клятва, законы кадетского класса. Также в кадетских классах предусмотрены система поощрений и меры общественного воздействия (н-р, лишение звание на один месяц и др.) Чтобы мотивировать детей, в классе действует схема стимулирования подготовки ребят. Для этого созданы так называемые «Ступени роста» ( по достижению какой-либо ступени кадету назначается новое звание), есть индивидуальная оценка деятельности кадетов. Согласно приказу, введено обязательное утреннее построение кадетов для проверки внешнего вида, подготовки к урокам.
Хотелось бы отметить, что работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Кроме положительных моментов, он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их.
Какие же проблемы встречаются?
Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а классному руководителю отводят роль “связного” с администрацией.
Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.
В кадетских классах нет особого отбора т. е. после окончания начальной школы все обучающиеся переходят в кадетский класс и другие проблемы.
Конечно же хотелось бы активизировать работу ученического самоуправления и по моему мнению, основными задачами для этого является:
- Активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность. Что является основным механизмом формирования личности;
- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся;
- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия; развитие творческой индивидуальности ребёнка;
- Привлечение педагогов для участия в ученическом самоуправлении
(для обучения актива)