Ученическое самоуправление в школе.

Ученическое самоуправление в школе.
Современная школа – это развивающееся учебное заведение, в котором апробируются и реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, ресурсом, где могут раскрываться необходимые для творчества возможности. С 2003 года школа всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом школьной воспитательной системы, с одной стороны, с другой – как первичного результата деятельности.
В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере  этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.
Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
«Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).
Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.
I уровень классное самоуправление:
Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.
В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.
Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

II уровень школьное ученическое самоуправление,
В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.
В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.
Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте»

Основа ученического самоуправления ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.

В основе деятельности ученического самоуправления лежит:
- изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.
- сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.
О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.





Роль педагогов и родителей в самоуправлении.
Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.
Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».

III уровень школьное самоуправление,
Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.
В основе его совет школы (учащиеся школы 3 человек, педагоги – 3 человека и родители 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.




Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (не реже 1 раза в год):
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
















Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления
раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.
Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи», и конечно
Программа ученического самоуправления.
В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.
Цель ученического самоуправления - реализация интересов и потребностей учащихся, необходимых для формирования полноценной личности. Работа органов ученического самоуправления начинается с выявления актуальных потребностей и интересов учащихся, на основе которых определяются содержание, основные направления деятельности и организационная структура.
Задачи ученического самоуправления:
выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,
определение организационной структуры ученического коллектива,
организация деятельности органов ученического самоуправления,
предоставление педагогической поддержки и помощи,
подведение итогов работы,
анализ ее результатов.

Содержание деятельности:
познавательная деятельность;
трудовая деятельность;
художественно-эстетическая,
культурно-массовая и досуговая
спортивно-оздоровительная деятельность;
информационная,
художественно-оформительская деятельность;
гражданско-патриотическая и поисковая деятельность,

· На развитие творческой активности учащихся благотворно влияют разнообразные методы стимулирования:
объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение бесплатного билета в театр; музей, на дискотеку; экскурсионные поездки.
Реализация изложенных выше основных положений концепции позволит выстроить в школе систему ученического самоуправления.

Методами деятельности ученического самоуправления являются: общественное поручение, общественное мнение, позитивное стимулирование, авансированное доверие, традиции и ритуалы, личный пример, метод убеждения, игра, ответственное поручительство.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Ученическое самоуправление функционирует согласно теории социального управления. Основные функции социального управления - анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и корректировка и снова анализ.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап.
2. Этап становления.
3. Этап стабильного функционирования.
4. Этап модернизации.

Как в каждой программе, обязательно должен быть ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ концепции ученического самоуправления.
Что же мы хотим от программы - Ожидаемые результаты.
Ученическое самоуправление – это движущая сила процесса демократизации школы. Что она дает?
создаст условия для личностного роста и саморазвития учащихся,
наполнит новым содержанием деятельность органов самоуправления педагогов и родителей,
создаст предпосылки для построения адаптивной воспитательной системы.
Таким образом, полная реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической самоуправляемой школы.
Модель выпускника в контексте программы построения и развития ученического самоуправления
Нравственен.
Способен к личностному самоуправлению.
Способен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Способен пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.
Ставит общественно полезные цели.
Сочетает свои интересы с делами общественно полезной направленности.
Способен к сотрудничеству.
Отличается инициативностью, мобильностью, конструктивностью.
Обладает организаторскими способностями.
Способен к социализации в условиях гражданского общества.
Обладает развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.

ПОЛОЖЕНИЕ
об ученическом совете старшеклассников МОУ ООШ № 12.
Цель – подготовка гармонично развитой личности, способной к активной жизнедеятельности в обществе, выработка умений самостоятельно делать выбор, формирование организаторских и управленческих качеств.
Задачи:
1.    Создание ситуации успеха для реализации личности.
2.   Формирование в детской школьной среде гуманистических ценностей, формирование активной жизненной позиции.
3.   Планирование и реализация активных форм деятельности, воспитание в учащихся лидерских качеств.
4.  Формирование высоконравственной личности и гражданского самосознания.

Основные пункты Положения:
1. Порядок формирования совета старшеклассников.

Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год.
Совет старшеклассников избирает из своего состава председателя, руководителей комитетов.
Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы.

2. Организация работы совета старшеклассников.

Председатель совета руководит его работой, проводит заседания.
Совет старшеклассников собирается 1 раз в месяц, внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.
Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.
Совет старшеклассников взаимодействует с педагогическим коллективом и родителями через Совет школы. Председатель (по необходимости) может присутствовать на педсовете, совещаниях при директоре, заседаниях общешкольного родительского комитета.
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной работы школы комитет выбрал направления:
В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы комитет выбрал следующие направления:
Учебно-дисциплинарное
Патриотическое
Культурно-массовое
Оформительское
Пресс-служба
Физкультурное
Ремонтно-хозяйственное
Оказание помощи в подготовке и проведении классных часов.
3. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления в школе:
Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление.
Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
Осознание ответственности за достижение совместных целей.
Умение анализировать и определять программу на перспективу.

4. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

5.1. Входить в состав Управляющего Совета школы.
5.2. Принимать участие в Совете профилактики (заслушивать неуспевающих в учебе и нарушителей дисциплины).
5.3. Выходить с предложениями на общешкольный родительский комитет и Совет школы.
5.4. Заслушивать ответственных за направления и принимать соответствующие решения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ каждого отдела и направления.

ПОЛОЖЕНИЕ о ВЫБОРАХ органов ученического совета старшеклассников

2. Порядок формирования совета старшеклассников.

Совет старшеклассников состоит из представителей 7-9 классов, избранных на классных собраниях сроком на 1 год, устанавливается квота по 2 человека от класса.
Делегаты избирают открытым голосованием президиум Совета в количестве 10 человек, члены президиума открытым голосованием избирают председателя.
Совет старшеклассников избирает из своего состава председателя, руководителей комитетов.
Педагогическое руководство работой совета старшеклассников осуществляет организатор внеклассной работы

3.Организация работы совета старшеклассников.

Председатель совета руководит работой совета старшеклассников, проводит заседания.
Совет старшеклассников собирается 1 раз в месяц, внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.
Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.
Совет старшеклассников взаимодействует с педагогическим коллективом и родителями через Совет школы. Председатель (по необходимости) может присутствовать на педсовете, совещаниях при директоре, заседаниях общешкольного родительского комитета.

4.Основные критерии эффективной деятельности
ученического самоуправления в школе:

Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление.
Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
Осознание ответственности за достижение совместных целей.
Умение анализировать и определять программу на перспективу.


5. ПОЛНОМОЧИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ.

5.1. Входить в состав Совета школы.
5.2. Принимать участие в Совете профилактики (заслушивать неуспевающих в учебе и нарушителей дисциплины).
5.3. Выходить с предложениями на общешкольный родительский комитет и Совет школы.
5.4. Заслушивать ответственных за направления и принимать соответствующие решения.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. В нашей школе самоуправление функционирует на всех четырех уровнях: индивидуальном, первичном коллективе, коллективе школы и общешкольном уровне.

6. Члены совета имеют право:

избирать и быть избранным в руководящие органы Совета;
участвовать в определении основных определений работы Совета, участвовать в составлении и реализации планов мероприятий.
каждый член Совета имеет право выхода из своего состава после согласования с делегирующим коллективом.
участвовать в мероприятиях, акциях, проводимых Советом.
7. Член Совета обязан:
1. Способствовать успешной деятельности Совета;
2. Не нарушать норм Положения Совета, соблюдать регламент деятельности Совета, выполнять решения, принятые Советом;
Информировать делегирующий его коллектив о деятельности Совета;
Совершенствовать свои знания и умения в области общественно-политической деятельности, учиться культуре общения, пониманию другой точки зрения, находить пути сотрудничества.

8. Полномочия членов Совета прекращаются:
В случае утраты связи с коллективом;
По решению делегирующего коллектива;
По собственному желанию
По окончанию школы.
9. Организационное строение:
1. Совет состоит из одной палаты (президиум);
2. Возглавляет работу Совета председатель
3. В Совете создаются структурные единицы, способствующие его эффективной работе.
10. Прекращение деятельности Совета.
Деятельность Совета прекращается по решению, принятому большинством голосов.

Права граждан (учащихся) Школы № 12
Учащийся имеет право на:

·свободу мысли, совести, религии;

·Развитие собственной личности, таланта, умственных и физических способностей;

·Участие в управлении Республикой Школой №12 (право избирать и быть избранным в Ученический Совет Школы)
Учащийся обязан:
Уважать права и свободы, человека указанные в Конституции Российской Федерации;
Достойно нести звание гражданина Российской Федерации;
Соблюдать Устав Школы;
Добросовестно учиться;
Во время приходить в школу (1 смена к 8.00час);
Вести себя дисциплинированно на уроке и на перемене;
Бережно относиться к имуществу школы;
Вести здоровый образ жизни;
Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы;
Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка;
Выполнять правила для учащихся;
Выполнять требования по соблюдению внешнего вида учащихся
Все документы разрабатываются при активном участии школьников и должны быть утверждены на общешкольном собрании учащихся и Совете школы.