Материалы семинара для классных руководителей: Методы диагностики


Материалы семинара для классных руководителей: Методы диагностики
Алгоритм действий по проведению диагностики, в течении учебного года.
Определение проблемы
Постановка задачи
Выбор методики
Проведение
Анализ данных, выводы
Планирование действий
Диагностика (октябрь)
Коррекция планирования (по необходимости)
Промежуточная диагностика (январь)
Коррекция планирования (по необходимости)
Заключительная диагностика (май)
Анализ, планирование
Общая схема классификации психодиагностических методов.
Диагностика на основе наблюдения
Опросные диагностические методы
Экспериментальные
Объективные (учет и анализ поведенческих реакций и продуктов его деятельности).
В данном случае мы рассмотрим метод наблюдения и опросный метод.
Опросный метод
Анкета, опросник, интервью
Например: Методика определения уровня развития самоуправления М.И.Рожков; Методика изучения социализированности М.И.Рожков;
Методика «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкин и др.
Выбор методик большой и разнообразный.
Стандартизированное наблюдение (метод Р.Бейлса)
Категории для наблюдения и анализа (наблюдение за взаимодействием членов группы в процессе их совместной работы)
Активные действия и реакции, способствующие решению задачи (слева), действия и реакции, затрудняющие решение задачи (справа).
Разряжает обстановку
Предлагает решение
Отвечает на вопросы
Информирует
Разъясняет
Предлагает помощь
Просит о помощи
Просит разъяснить
Просит проинформировать
Просит ответить на вопросы
Просит предложить решение
Нагнетает напряженность
Возможные варианты заданий, техник, упражнений для группы, позволяющие выявить лидеров, особенности поведения, статус и пр.
Это простые, достаточно известные техники, которые можно использовать как в качестве диагностики, так и развития УУД. Здесь важна не столько техника, сколько принцип.
Упражнение 1
Все участники группы садятся по кругу.
Инструкция: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.
Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти. Далее, дать время на выработку стратегии и попробовать еще. Во время работы, наблюдаем, вносим данные.
Можно обратить внимание на функционирование таких феноменов как общественное мнение, групповое давление, авторитет, групповое настроение.
Упражнение 2
Все участники садятся в круг.
Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».
Тренер несколько раз показывает группе то или иное количество пальцев. Вначале лучше показывать 5-7 пальцев, в конце — 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение встать?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состояниях других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.
Упражнение 3
Участники становятся в круг.
Инструкция: образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Тренер предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук
Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (этот вариант является более предпочтительной, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей?»). В ходе обсуждения участники группы обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогает доброжелательное, бережное отношение друг к другу, .забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных новых идей и т. д. Этот материал может быть полезен в содержательном плане, в то же время упражнение сплачивает группу. Однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью
Упражнение 4
Участники садятся в круг.
Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники