Обобщение опыта воспитательной работы Пути эффективного взаимодействия классного руководителя и учащихся

Пути эффективного взаимодействия классного руководителя и учащихся
Стремится к совершенствованию взрослый (родитель, учитель) – подражая им, стремится к тому же ребёнок. “Воспитание других – это воспитание себя”. Качество нашего влияния на детей зависит не столько от того, что мы им говорим, какие методы и средства при этом используем, а прежде всего, что мы несём внутри себя.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: Если мудрец скажет что бабочка живая, я сомкну ладони, и она умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. На вопрос: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая?" Мудрец сказал: «Все в твоих руках"
Как бы хотелось, чтобы это было так хоть в какой-то мере. Но не все так просто. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но прежде всего – люди.
Пять лет назад в моей жизни появилось это беспокойное, громкоголосное племя. И я поняла, что все, что свершится в нашем большом и сложном мире завтра и послезавтра, и потом, еще позже, непременно будет делом их рук, их таланта, их упорства и вдохновения. День сменяется ночью, ночь – новым днем. Так уж заведено в мире. И наши дети – новый день нашей старой Земли. Как же не любить этот день, не мечтать о том, чтобы завтрашний день был ярче, теплее, солнечнее нынешнего дня?
Как же вырастить ребенка послушным и в то же время самостоятельным, научить учиться и сохранить при этом здоровье, а еще хочется его видеть творческим, отзывчивым, сообразительным Список можно продолжать долго.
Как этого всего добиться?
Ответ на этот вопрос человечество ищет с незапамятных времен. Я же сама начала искать его 2 года назад, когда прошла курсы повышения «Квалификации преподавателей православной культуры» в Троице-Сергиевой Лавре при Московской Духовной Академии.
Суть моей деятельности: присоединиться, помочь, вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путем.
Ведь изменить сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки,- в этом заключается великая тайна и великая задача воспитания.
К.Д. Ушинский говорил: « Если педагогика хочет воспитать человека во всех его отношениях, то она должна знать его тоже во всех отношениях».
Знать ребенка – это значит знать закономерности развития и уметь применять это знание к каждому отдельному ребенку. А в этом я опираюсь на науку. Именно наука позволяет решать многие вопросы не «на авось», а с пониманием существа дела.
В основе моей работы как классного руководителя, безусловно, лежат нормативно – правовые документы.
Свою цель вижу в создании благоприятных условий для успешной социализации учащихся и развития индивидуальности каждого ученика.
Для достижения поставленной цели я разработала воспитательную программу развития классного коллектива «Я среди людей», чтобы помочь ребятам освоиться, найти свое место в нашем непростом мире.
Воспитательная программа рассчитана на 2 года (8-9 класс).
Я, как классный руководитель, в своей работе опираюсь на принципы: принципы сотрудничества классного руководителя и учащихся:
Отсюда вытекают следующие задачи, которые необходимо решать в воспитательном процессе
В результате выполнения задач, планирую сформировать личность ученика, обладающую следующими качествами.

Свою деятельность строю с учетом сельского социума
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

·Основные направления воспитательной деятельности таковы.
Направление «Семья».
В школу ребенок приходит уже не « чистым белым листом». Особые «записи и пометки» уже поставлены прежде всего семьей. Одним из направлений воспитательной деятельности является работа с семьей. Используя тесты, наблюдения, привлекая родителей к совместной деятельности лучше узнаем друг друга, что помогает стать союзниками в воспитании.
С семьи начинается любовь к родине. А это приоритетное направление «Человек, гражданин, патриот». Начиная с любви к семье, переходим к любви к родному краю, народу, отечеству, его прошлому, к истории. И не на словах, а в практической деятельности. Ребята ведут активную тимуровскую работу, ухаживают за памятником на сельском кладбище. Особое значение уделяется христианским истокам и традициям.
Направление «Труд».
Процветание не может достичь ни одна нация без труда. И труд есть лучший воспитатель, потому что он приводит к соприкосновению с другими людьми и с действительной жизнью в ее настоящем виде. Сельские дети с раннего детства сталкиваются с ручным трудом, который является огромным фактором умственного труда.
Направление «Учение».
Нет силы могучей, чем знание: человек, вооруженный знаниями – непобедим. Дети ощущают это на собственном опыте. Свидетельством тому является сознательное отношение к учению. Систематически ребята участвуют в олимпиаде «Интеллект». Впервые в этом году участвовали в районной олимпиаде, где заняли 2 призовых места.
В направлении «Здоровье»
Все важно в развитии ребенка, когда он здоров. При работе по этому направлению проводятся классные часы, диспуты, беседы. Ребята осознанно ведут здоровый образ жизни, заботятся о поддержании здоровья, занимаются физическим самосовершенствованием и достигли высоких результатов. Два последних года находятся в призерах по футболу, баскетболу, теннису. В летнем лагере одержали победу в шахматном турнире.
Направление «Познай себя».
Самое трудное – познать себя. Это направление помогает сформировать объективную самооценку, умение видеть свои недостатки, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, веру в себя, в свою уникальность. Проведены классные часы, организованы посещение предприятий, экскурсии в музеи.

Направление «Экология».
В воспитательном процессе важную роль играет общение с природой. Природа – это источник впечатлений, восторгов, вдохновения, жизненный опыт. А без этого в свою очередь не может быть творчества.
Направление "Творчество".
Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих успехов. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях: праздниках, декадах, неделях, конкурсах, ставит пьесы. Некоторые пьесы показаны в детском саду. За 2 года выпущены 3 брошюры со стихами собственного сочинения. Ребята готовят материалы по православным праздникам для газеты «Моя школа».
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни; а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок. Прошло 5 лет, мои ребята повзрослели. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но и сопереживают успехам и победам своих товарищей и учителей. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, моя позиция такова мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, доверии. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Заголовок 215