Патриотическое воспитание — как главный фактор воспитательного процесса


Патриотическое воспитание - как главный фактор воспитательного процесса
Кусаинова Ш.Г.
Южно-Казахстанский колледж искусств и дизайна им.А.КастееваОдним из приоритетных пунктов воспитательного процесса в нашем колледже ставят национально-патриотическое и интернациональное воспитание.
Чтобы оценить важность и значимость данного пункта воспитательного процесса, необходимо понять одну простую, но не лежащую на поверхности истину. Межнациональное единство, которым так гордятся сегодня казахстанцы – вовсе не благо, дарованное нам свыше или по воле случая. Это результат масштабной работы государства и его главы Н.А.Назарбаева. Это совершенно уникальный опыт создания системы, в которой мирно уживаются более 130 этносов, представляющих почти все известные религиозные направления и течения.
Сегодня можно говорить о том, что межнациональное и межконфессиональное согласие стали брендом Казахстана, инструментом внешней политики. Наша страна постепенно привыкает к новой роли мирового медиатора, казахстанская модель единства получила широкую известность. Наше общество, преодолев за годы становления независимости множество преград и набрав силу, продолжает движение вперед. Образование, как известно, включает в себя обучение и воспитание. Обучение представляет собой когнитивно-технологический компонент образования, цель которого – усвоение учащимися определенной совокупности знаний, выработка определенных умений и навыков. Иными словами, его задачи – не только передать сумму разнообразных знаний, но и научить мыслить, думать и применять их для решения познавательных и практических задач. Обучение – необходимое условие для формирования специалиста. Который профессионально грамотно может решать задачи в той или иной сфере человеческой деятельности.
Мировоззренческие установки ориентируют его на Добро, Красоту, Справедливость. Это гражданин и патриот, любящий свой народ и уважающий другие народы. И образование будет неполноценным без другого важного компонента – воспитания, цель которого существенно отличается от цели обучения и состоит в том, чтобы сформировать нравственно зрелого, духовно развитого, социально активного и ответственного человека, умеющего творчески преобразовывать окружающий мир, человека неравнодушного, способного к сопереживанию.
В Южно-Казахстанском колледже искусств и дизайна имени Абылхана Кастеева сегодня обучается свыше пятисот учащихся, среди которых есть казахи, узбеки, русские, украинцы, татары, немцы, белорусы, уйгуры. Так же не однороден по своему составу и наш педагогический коллектив. Мы представляем еще один пример многонациональности нашего государства и вопрос межнационального воспитания и толерантности для нас достаточно важен и актуален.
Принцип равенства наций в нашем колледже стоит на первом месте. Созданы все условия для получения полноценного и качественного образования. Обучение в колледже ведется на двух языках по выбору учащихся: казахском и русском. В силу специфики нашего учебного заведения и его художественной направленности создаются условия для национального самовыражения учащихся различных национальностей. В своих творческих работах они показывают самобытность и национальный колорит своего народа. Вдвойне отрадно наблюдать с каким неподдельным интересом молодежь не коренной национальности изучает историю казахского декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел. Ведь они родились, выросли и живут на своей Родине, в своем государстве. Именно здесь они мечтают созидать и творить свое искусство. Патриотизм – это категория моральная. Ее истоками являются духовные ценности. Моральность формирует в человеке жизненную позицию, стиль и качество жизни, ее образ. Сохранение моральности и есть основа патриотизма. Она сохраняется в человеке внутренней совестью. Убеждением, верой без принуждения и общественного контроля.
Передовые мыслители и просветители казахского народа высоко ценили патриотизм. Они отстаивали и развивали идеи о воспитании человека-гражданина и патриота, любящего свою Родину и считали, что детей надо воспитывать в этом духе. Высокими нравственными критериями, которые необходимо воспитывать в человеке, они называют гражданственность, мужество, трудолюбие, честность, правдивость. Именно эти качества составляют основы патриотизма и нравственно-патриотического воспитания.
В условиях формирования наций и образования национальных государств патриотизм становиться неотъемлемой частью общественного сознания, патриотического и интернационального воспитания. Патриотизм и культура межнациональных отношений являются важнейшими моральными качествами человека и составными элементами его мировоззрения и отношений к родной стране, другим нациям и народам. Эти два понятия тесно взаимосвязаны и взаимодополняющие друг друга. Воспитание культуры межнационального общения – это организованный, целенаправленный педагогический процесс. Современные педагоги, в альянсе с родительской общественностью должны являются активными участниками этого сложного процесса.