Вопросы преемственности начального и основного общего образования в условиях ФГОС


Вопросы преемственности начального и основного общего образования
в условиях ФГОС
И.С. Романцева
учитель начальных классовГБОУ «Балтийский берег» ОСШИ
Проблемы преемственности рассматриваются в свете современной тенденции — непрерывности в образовании. Показывается, что преемственность в непрерывной системе образования может быть реализована с позиций педагогических взаимодействий
В Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. подчеркивается, что приоритетной задачей системы образования является непрерывность образования в течение всей жизни человека, которая в свою очередь обеспечивается преемственностью различных уровней и ступеней образования. Для реализации этой задачи государство призвано обеспечить решение целого комплекса проблем, что постепенно воплощается в федеральных государственных стандартах образования, уровневой дифференциации областей и ступеней образовательной системы и т. п.
Основным условием обеспечения непрерывности образования является его преемственность. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
С философской точки зрения, преемственность - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В педагогике преемственность рассматривается как методологическая позиция, важнейшее условие развития педагогической науки и организации продуктивной педагогической деятельности, как один из главных принципов обучения, воспитания и развития воспитанников, обеспечения системы непрерывного образования, мастерства и творчества педагогов.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы особенно в аспекте непрерывного образования относится к числу важнейших политических приоритетов развития образования в России.
Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. И, хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования. Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов, начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу, а у пятиклассников – с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам. Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Перед образовательным учреждением встает вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребенок получил хорошую подготовку в ДОУ, хорошее качество обученности в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в среднем звене, а именно в пятом классе. В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагога – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком.
Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Преемственность с точки зрения до школьного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Дошкольная ступень – сохраняет само ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.
Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы – это результат педагогического труда учителей и внимания родителей.
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии ребенка принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании. Недостаточное внимание к принципам преемственности в обучении и воспитании отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Задачей педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.
Одним из вариантов реализации данного подхода может стать индивидуально ориентированная система обучения, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся. Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимися, не нарушающая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
Лично меня, как учителя начальных классов, тревожит момент перехода учеников из начальной школы на следующую ступень образования. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера, на мой взгляд, одна из основных задач.
Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, в нашей общеобразовательной санаторной школе-интернате разработана система учебно-педагогических действий всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и в основной школе.
Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации ребенка в обществе.
Учителя начальных классов, работая в тесном контакте с психологом, получают результаты психологической диагностики учащихся выпускных классов. Объектом диагностики является: интеллектуальное развитие ребенка (память, мышление, речь), мотивы учения, учебные и внеучебные интересы. Медицинский работник предоставляет учителю сведения о здоровье каждого ребенка. Все эти сведения учитель обрабатывает, дополняет представленные сведения своими психолого-педагогическими наблюдениями о каждом ребенке (особенности его интеллектуального развития, доминирующий мотив учения; направленность интересов и его достижения) и предаёт будущему классному руководителю индивидуальные «Портфолио» учеников. Принимающие учителя в основной школе стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Коллектив учителей, который будет работать в пятых классах, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа. Для этого учителя основного звена посещают уроки в выпускных классах начальной школы, ведут кружковые занятия и занятия по внеурочной деятельности в 4 классе, присматриваются к будущим ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых учителями-предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы, что является  темой активного обсуждения при проведении педагогических советов по вопросам преемственности, во время работы методических объединений учителей.
Психологическая служба школы-интерната, администрация, учителя организуют учебную и внеурочную деятельность так, чтобы ученики начальной и основной школы были включены в разные формы совместной деятельности: участие в предметных неделях, внеурочной деятельности, спортивных мероприятиях, подготовке и проведении праздничных концертов.
В ноябре 2015-2016 учебного года группа учителей начальной школы (Романцева И.С., Пуленко Е.В., Козлова В.В.) приняла участие в Международном семинаре «Вопросы преемственности в системе непрерывного образования» (г. Лаппеенранта, Финляндия), на котором обсуждался поиск эффективных моделей организации непрерывности образования в новых реалиях экономического и социального развития мира.
Во время работы секций конференции прозвучали и тезисы выступлений учителей ГБОУ ОСШИ «Балтийский берег» о специфике и вариантах организации и сохранении преемственности в аспекте непрерывного образования при переходе учащихся из начальной школы в основную в условиях ФГОС в нашем учебном учреждении.
Таким образом, без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.
Литература
Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного образования. – М.: ИТИП РАО, 2005. – 45 с.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751) / Учительская газета. 2000. № 43. URL: http://www. ug.ru/old/00.43/t27.htm
КОРОТАЕВА Е. В. Основы педагогических взаимодействий / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.