Краткосрочный план по физике на тему Холодильные машины. Коэффициент полезного действия теплового двигателя


Дата урок 22
Название урока Холодильные машины. Коэффициент полезного действия теплового двигателя
Общие цели Формировать представление о принципе действия теплового двигателя и вычисления его КПД .Результаты обучения Уметь решать задачи при нахождении КПД, уметь правильно объяснять физические термины и понятия.
Ключевые идеи
Модули, использование ИКТ, анализ, синтез Создать условия для работы на уроке с помощью стратегий критического мышления « Я учитель», «Смотрю - отвечаю»,» «Чтение с остановками».Учить анализировать и оценивать информацию, интегрировать ее с практикой.
Задания Задание № 1
Смотрю - отвечаю
Задание № 4
Задание № 2
Чтение с остановками
Задание № 5
Решение задач
Задание № 3
Создание кластера
«Борьба с парниковым эффектом»
Рефлексия
СинквейнИсточники Учебник физика и астрономия 8 класс , занимательная физика
Домашнее задание §22- 26
Последующее чтение Что такое калории? Какова потребность организма человека в калориях?
Источники, оснащение и оборудование
Бумага А4, ручки, стикеры, интерактивная доска, фломастеры, презентация ПаурПоинт, раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы; учебник, пробирка, вода, сухой спирт, спиртовка
Задания
Модуль Деятельность учителя Деятельность ученика
Мотивация
Настрой на урок Вы знаете, что мы сегодня будем делать? Мы с вами будем вместе размышлять, и думать, не боясь ошибок. В одном английском журнале мне встретились слова, которые мне очень понравились: «Дорога к знанию? Ну что ж, её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом». Весь путь человеческого познания - это серия ошибок, причём все меньших и меньших. С чего начинается познание? С интереса. С вопроса: «Что, как, зачем и почему?»
«Совершенно непонятно, почему вода течёт сверху вниз, а не обратно , так, а не наоборот .Совершенно непонятно, почему трава растёт снизу вверх, а не обратно, так, а не наоборот.
Совершенно непонятно, что такое свет и день.
В общем, есть над, чем подумать, если думать вам… («не лень»). Слушают, смотрят, делают выводы
Задание № 1
Смотрю - отвечаю
1. Объясните, пожалуйста, что же произошло? (энергия топлива перешла в процессе нагревания во внутреннюю энергию пара, а затем пар, расширяясь, совершил работу - поднял и выбросил вверх пробку).
2. Что называется внутренней энергией тела? (энергия движения и взаимодействия частиц).
3. Назовите способы изменения внутренней энергии. (теплопередача и совершение работы).
4.Чтоявилось рабочим телом в рассмотренном нами опыте? Что заставило вылететь пробку? (рабочее тело - пар, он, расширившись, совершил работу).
5. На что похоже данное устройство? (похоже на тепловой двигатель).
6.Что называют тепловым двигателем? (устройство, совершающее работу за счёт использования внутренней энергии топлива).
7.Какие виды тепловых двигателей вы знаете ? (паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, газовая и паровая турбины, реактивный двигатель).
Рассмотрим простой опыт и попробуем его объяснить (в пробирку нальём немного воды, затем плотно закроем и нагреем до кипения).



Отвечают на вопросы
Оценивают работу групп стикерами
Задание № 2
Чтение с остановками
Стр. 97-98 - какой буквой обозначается нагреватель и холодильник?
- что такое КПД, какой буквой обозначается?
- что показывает КПД?
- какие вы знаете формулы для нахождения КПД?
Фронтальный опрос.
Какие двигатели называют двигателями внутреннего сгорания?
Назовите такты работы двигателя?
Назовите основные детали ДВС
Какие тепловые двигатели вы знаете, кроме ДВС?
Читают, выделяют главное, находят формулы, выясняют физический смысл
Оценивание бальное
Задание № 3
Создание кластера
«Борьба с парниковым эффектом»
Стр.99
Посередине листа написать ключевое слово, вокруг написать слова, идеи, факты, которые выражают проблему, из каждой проблемы вывести решение проблемы
1. . Наблюдаю, слежу за временем Обсуждают, создают кластер, защищает спикер
Оцените себя
Физминутка Включаю видео Делают движение под музыку
Задание № 4
Я учитель
Одаренный ученик рассказывает о роли тепловых двигателей в развитии техники. Помогаю, контролирую группы Слушают, задают вопросы
( его оценивает группа)
Задание № 5
Решение задач
Качественные задачи:
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? (45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)
Расчетные задачи
3. Может ли КПД теплового двигателя быть равен 1,8; 50; 4; 90; 100%?
(КПД теплового двигателя всегда меньше 100%)
4.Двигатель работает по циклу Карно. Как изменится КПД теплового двигателя, если при постоянной температуре холодильника 400К температуру нагревателя повысить до 720К?
5.Определите КПД двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,9 · 107Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 · 107Дж/кг.
Наблюдаю, помогаю

Решить задачи.
Дано:
t1=300oC
t2=100oC Дано:
А=300 Дж
Q1=600 Дж Дано:
Q1=1000 Дж
Q2=200 Дж
η – ?η – ?η – ?
Ответить на вопросы:
Почему КПД тепловых двигателей не может быть 100%?
Рабочее тело (пар, газ), расширяясь, охлаждается и отдаёт часть своей энергии, которая преобразуется в механическую. Чему пропорциональна эта энергия, если не учитывать потери?
Почему основой борьбы за экологически чистые тепловые машины является повышение их КПД?
Почему плохо накаченные шины автомобилей увеличивают расход топлива и поэтому загрязняют атмосферный воздух?
В группе решают задачи, находят пути решения
Оценивают с правильными ответами
Группы оценивают друг друга
Рефлексия
Синквейн
Направляю В группах пишут
Пятистишие на тему: КПД
Суммативное оценивание.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале. 1.Как я усвоил материал? - Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов. - Усвоил новый материал частично - 7 - 8 баллов. - Мало, что понял, необходимо еще поработать - 4 – 5 баллов. 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен, ли своей работой? - Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 – 10 баллов. - Допустил ошибки – 7 – 8 баллов. - Не справился 4 – 6 баллов. 3.Как работала группа? - Дружно, совместно разбирали задания – 9 – 10 баллов. - Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 5 баллов. Оценивают по 10-бальной шкале
Анализ занятия
Рассуждения по следующим вопросам:
Как проходило занятие?
Что было удачно?
Что было неудачно?
На какие сильные стороны Вы можете рассчитывать?
Что Вы могли бы развивать?
Что Вы хотите изменить?
На что походило бы занятие, если бы все шло хорошо по плану?
Как Вы думаете, как учителя видят ситуацию?
Что является выполнимым?
Что бы Вам хотелось делать?
Что Вы можете делать немедленно?
В какой поддержке Вы нуждаетесь?
Откуда возможна поддержка?
Что следующее Вы собираетесь делать? Оценивание практического занятия Приложение
Какие машины называют тепловыми двигателями?
Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания?
Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания?
Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?
Какой такт изображен на рисунке 27 учебника?
Теперь мне хотелось бы проверить, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Но оценивать ваши знания будет компьютер. А я и вы сделаем выводы, на что вам нужно обратить внимание при подготовке домашнего задания.
ТЕСТ:
Вопрос №1
Горючая смесь, поступающая в цилиндр двигателя автомобиля, состоит из ...
различных видов жидкого топлива.
распылённого керосина с воздухом.
воздуха и паров бензина.
масла и бензина.
Вleft0опрос №2
Каким номером обозначен поршень?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №3
Каким номером обозначен цилиндр?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №4
Каким номером обозначена свеча?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №5
Каким номером обозначен маховик?
1 2 3 4 5 6 7 8
Вопрос №6
Что происходит с горючей смесью и газом, образовавшимися от сгорания этой смеси, при первом такте?
1. Горючая смесь сжимается.
2. Газ, образовавшийся при сгорании горючей смеси, удаляется из цилиндра.
3. Сгорание горючей смеси и расширение газов, получившихся при сгорании.
4. Горючая смесь всасывается в цилиндр.
Вопрос №7
Что происходит с горючей смесью и газом, образовавшимися от сгорания этой смеси, при втором такте?
1. Горючая смесь сжимается.
2. Газ, образовавшийся при сгорании горючей смеси, удаляется из цилиндра.
3. Сгорание горючей смеси и расширение газов, получившихся при сгорании.
4left0. Горючая смесь всасывается в цилиндр.
Вопрос №8
На каком рисунке изображён рабочий ход?
1 2 3 4
Вопрос №9
На каком рисунке изображён выпуск?
1 2 3 4