Методические рекомендации к проведению занятия по ПДД для детей с ОВЗ

Методические рекомендации к внеклассному занятию для детей с ОВЗ:
«Через игру – к познанию ПДД. По дороге со смешариками» 

В своей работе с детьми я ставлю задачу совместно с коллегами и родителями доступно разъяснять сложные Правила дорожного движения, доносить до детей их смысл, опасность несоблюдения правил, выбирать такие формы и методы работы, чтобы дети положительно относились к правилам дорожного движения.

Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
При обучении детей безопасному участию в дорожном движении важно учитывать психофизиологические особенности школьников:
- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность в движении преобладает над осторожностью;
-специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных.
Значимыми являются и такие факторы, как:
-недостаток знаний об источниках опасности;
-переоценка своих возможностей;
-стремление подражать взрослым;
-влияние окружающей среды на состояние ребёнка (самочувствие, настроение).
Дети школьного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние.

Изучение Правил стало составной частью образовательно-воспитательного процесса, направленного на формирование умений и навыков бережного отношения к своей жизни на дорогах города, осознанного безопасного поведения в транспортной среде.


Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей школьного возраста самостоятельности и сознательного выбора.
3. Принцип доступности.
Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.
4. Принцип целостности.
В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять, и закреплять полученные знания.  Процесс обучения согласовывать с педагогами: музыкальным руководителем, по физической культуре, педагогами дополнительного образования. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.
5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.
Все данные положения принципов обучения и воспитания являются стержневой основой моей педагогической технологии.
Главная цель данной работы – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у школьников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Она реализуется путём решения нескольких задач:
-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;
- усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.
Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей школьного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.
При обучении учитывать такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определённого возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребёнка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.



Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.
Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде, чем решать проблемы предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, педагогам и родителям необходимо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.
До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, можно предложить набор психологических тестов, с помощью которых оценить уровень развития навыков пешехода у ребенка.
В данном диагностическом материале используется методику Семаго Н. и Семаго М. «Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения», а также тесты, разработанные отечественными и зарубежными авторами, опубликованные в книге А.А.Пинта «Психология водителя. Искусство выжить на дороге».
Цель данной диагностики – определить индивидуальные уровни развития у ребенка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (сюда входят такие качества, как острота зрения, внимание, память, чувство времени и скорости, наблюдательность).
Поэтому я разработала программу «Через игру - к познанию».
Она состоит из 12 занятий, включающих игры, задания, упражнения /из рекомендаций Тихомировой Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5 - 6 лет», Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет», Ануфриева А.Ф., КостроминойС.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей» /. /Приложение 3/
Школьники достаточно импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях.


Структура занятий:
1.Ритуал приветствия
2.Разминка (упражнение или игра для включения детей в работу).
3. Основная часть занятия (упражнения, игры, направленные на решение   основной задачи занятия).
4.Рефлексия занятия.
5.Ритуал прощания.
Условия проведения занятий:
Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.
Возрастное соответствие.
Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.
Преемственность
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
Использование различных видов деятельности.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.
Сочетание статичного и динамического положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются с подвижными играми.
Наглядность.
Активное использование предметной среды.
Конфиденциальность.
Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.

Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.
Систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.
Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.
В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:
-индивидуальный диалог с отдельными родителями;
-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии   школьников;
-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;
-приглашение родителей на дискуссионные встречи;
- занятия в клубе «Мамина школа».
-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
-участие в родительских собраниях;
-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
В индивидуальных беседах с членами семьи объяснять особенности психофизического развития детей, давать рекомендации по совершенствованию психических процессов детей.
Анализируя анкеты родителей, я сделала вывод, что многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей, находясь в стенах дома. Наиболее свободным временем для личностного общения родители считают время дороги. Учитывая это, можно предложить взрослым ряд заданий и игр на развитие памяти, восприятия, внимания, которые   будут уместны на улице.
Можно сделать вывод, что через развитие у ребёнка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки, мы можем оказывать влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.




Заголовок 315