Использование современных образовательных технологий на уроках музыки



Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения музыке.


Учитель музыки Скрипка И. Н.


В процессе обучения предмету и в воспитательной работе использую современные образовательные технологии: игровые, компьютерные, коммуникативно-диалоговые и развивающие.
Игровые технологии являются основными на уроках музыки в начальной школе. Их применение позволяет прежде всего увлечь ребят музыкой. В наглядной, действенной форме происходит развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков на уроках музыки и на занятиях вокального кружка.
Игра – один из путей развития всех способностей через такую форму эстетического переживания, как побуждения к творчеству. Игра на уроках музыки может быть двух типов: сюжетно-ролевой и проблемно-моделирующей.
В сюжетно-ролевой игре эстетический результат достигается путем “вживания” ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Подготовка к роли идет через анализ произведений музыки, литературы, живописи, что дает возможность обучающимся самостоятельно воплотиться в жизнь художественного образа и по-своему пережить его в игре. Для успешного проведения игры создается воображаемая ситуация, находятся музыкальные интонации, слова, яркие краски для воплощения, например, образов цветка, дерева, доброго и злого, веселого и грустного человека.
К проблемно-моделирующей игре относятся и другие формы игровых ситуаций:
1. Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и т.д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.
2. Проигрывание известных музыкальных сказок. Предлагается сюжет какой-либо музыкальной сказки, выделяя в ней конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.
3. Защита фантастических музыкальных проектов: обучающиеся придумывают фантастическую ситуацию, например: из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать ее жизнеспособность.
4. Узнавание песни по ритму. Предлагается одному из ребят воспроизвести начальный ритмический рисунок какой-либо из выученных песен, которую класс должен узнать.
5. Зеркальная импровизация детьми предложенных учителем несложных движений с музыкальным сопровождением. При изменении темпа и характера той же мелодии, жанра (марш, колыбельная, плясовая) учащиеся должны перестроиться.






Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа.
Словесное рисование (например: – Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?), развивающее воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа.
На уроках музыки в старших классах использую коммуникативно-диалоговые технологии, которые позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными. Кроме того, они развивают логичность, гибкость, критичность мышления. Одновременно достигаются и такие воспитательные цели, как формирование речевой, дискуссионной и рефлекторной культуры.
Используемые современные образовательные технологии и та воспитательная работа, которая проводится в школе, сформировали музыкальную культуру учащихся, пробудили интерес к высокохудожественной музыке.
В нашей школе практикуется проведение интегрированных уроков. При их подготовке я подбираю музыкальные произведения в соответствии с темой урока, как в качестве иллюстрации, так и в качестве основного материала. Используя технологию межпредметной интеграции, провожу уроки «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Современный урок музыки невозможен без использования информационных технологий. С появлением персонального компьютера, приобретенного и оснащенного возможность не только слышать классическую и современную музыку, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов, но и видеть, как эта музыка создается и как воплощается в жизнь музыкантами и певцами.
В своей работе я учитываю стремление школьников к самостоятельности, их желание углублять и расширять свои знания, умения, их потребность поставить себя в ситуацию взрослого человека.